Станут ли отношения между США и Турцией лучше, когда госсекретарём станет Майк Помпео?

| Мурат Йеткин

Встреча министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и госсекретаря США Рекса Тиллерсона была намечена на 19 марта. Теперь, после объявления президентом США Дональдом Трампом о том, что Тиллерсона на его посту сменит Майк Помпео, сама вероятность встречи находится под вопросом, хотя Трамп и заявил, что Помпео приступит к своим обязанностям в новом качестве лишь с 1 апреля.

В любом случае, пишет главный редактор Hürriyet Daily News Мурат Йеткин, Чавушоглу с кем бы то ни было на ближайшей встрече будет обсуждать продолжающийся разрыв между Анкарой и Вашингтоном. Трамп возлагал большие надежды на Тиллерсона, но в конце концов он даже не потрудился сказать ему, что его уволили: Тиллерсон сказал, что узнал об увольнении через Twitter Трампа.

Автор отмечает, что во времена Тиллерсона на посту госсекретаря ни одна из существующих проблем между двумя странами не была решена, даже наоборот - добавились новые. Но это не имело никакого отношения к личной позиции экс-чиновника. По его словам, политика Тиллерсона в значительной степени определялась военными требованиями, переданными через министра обороны Джеймса Маттиса и директора ЦРУ Помпео.

У Помпео, с другой стороны, есть предрассудки в отношении Турции, считает журналист. Он напоминает, что Помпео, будучи бывшим солдатом и членом Комитета по разведке Палаты представителей, написал в Twitter 16 июля 2016 года (на следующий день после попытки военного переворота в Турции) в ответ на послание министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа, что иранское правительство столь же демократическое, как и правительство Реджепа Тайипа Эрдогана, что «они оба являются тоталитарными исламистскими диктатурами». Позже он удалил это сообщение и закрыл свою учётную запись.

«По сообщениям, Трамп не мог согласиться с Тиллерсоном по таким вопросам, как Иран. И его выбор назначить на должность нового директора ЦРУ Джину Хаспел, которая была подвергнута критике на фоне заявлений о причастности к печально известной программе пыток ЦРУ, также показывает, что Трамп хочет вести более агрессивную внешнюю политику. Это может иметь большие последствия на Ближнем Востоке и в Европе, в том числе в отношениях США с Турцией», - анализирует Йеткин.

Неясно, будет ли связь между Турцией и США улучшаться или ухудшаться при Помпео. Но исходя из того, что мы знаем к текущему моменту, большого оптимизма не наблюдается, заключает автор.