Турции не нужен «националистический консенсус»

Для преодоления внутренних и международных проблем Турция нуждается не в «националистическом консенсусе», а в демократическом.

Об этом пишет колумнист Hürriyet Нурай Мерт и приводит несколько примеров националистической политики последнего времени.

В первую очередь она обращается к ситуации вокруг Израиля и заявлений президента США Дональда Трампа, отмечая, что на голосовании большинство стран-членов ООН выступили против решения Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. «Однако президент Реджеп Тайип Эрдоган и его партия воспользовались этим неразумным решением президента США, изобразив решение ООН как свидетельство международного триумфа Турции и "глобального лидерства" Эрдогана. Ни один политик не упустил бы такую ​​возможность для внутренней политической пропаганды», - уверен автор.

Упоминает она и недавнюю словесную перепалку с министром иностранных дел Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) об османском генерале Фахреддине-паше, который был последним защитником свящённого города Медины в конце Первой мировой войны.

Колумнист считает, что ответ Эрдогана не означает его приближения к кемалистско-республиканским тезисам, а скорее отражает ухудшение отношений правящей партии Справедливости и развития (ПСР) с прозападными арабскими странами, особенно с ОАЭ. Более того, последний вопрос стал ещё одной возможностью подчеркнуть национально-историческую миссию Турции, отмечает автор.

«Недавние события привели к легитимности националистической политики в целом. Республиканская оппозиция (Народно-республиканская партия, НРП -ред.) оказалась в трудном положении, поддерживая позицию правящей партии как по вопросам Иерусалима, так и по защите османского наследия. Поскольку именно президент и его партия воспользовались этими вопросами, НРП решила заявить о себе в свете других националистических терминов, бросая вызов правящей партии», - замечает Мерт.

НРП напала на ПСР на националистических основаниях, подняв вопрос о «греческой оккупации некоторых Эгейских островов». Оппозиция заявила, напоминает автор, что Греция оккупировала 12 островов во время правления Эрдогана, в то время как правящая партия не обращает на это внимания. «Поскольку национализм в течение некоторого времени оказался основным источником политической легитимности, республиканцы решили взять на себя инициативу, а не бросать вызов проблематичному росту национализма. Напротив, лидер НРП принял воинственную позицию и пообещал вернуть "оккупированные острова", когда он придёт к власти», - пишет колумнист.

Но, по словам Мерт, проблема в том, что растущая националистическая легитимность политики или, другими словами, националистический популизм, не является средством для решения политических, социальных и экономических кризисов в Турции. Турция нуждается в демократическом консенсусе для преодоления проблем. К сожалению, подчёркивает она, политика движется в противоположном направлении, и каждый вопрос обеспечивает «националистический консенсус», который только способствует политическому тупику.

«Хотя националисты повсеместно узаконивают свою политику во имя "единства" общества, национализм только разделяет и поляризует общество... Турция не является исключением из этого правила», - заключает Мерт.