Отношения России и Турции никогда не были скучными. Турецко-русский «брак по расчёту» до сих пор доказывал свою устойчивость, несмотря на все разногласия.
Об этом пишут колумнист Hürriyet Daily News Мехмет Огютчу и Димитар Бечев, напоминая, что за последние три года произошёл кризис, вызванный сбитым российским военным самолётом, шквал экономических санкций, подписание многомиллиардных энергетических проектов, скоординированные дипломатические усилия в Сирии, покупка Анкарой передовых российских систем вооружения, президенты Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин то обнимаются, то сталкиваются, а затем снова обнимаются.
При Эрдогане и Путине процветающие отношения поддерживаются растущей экономической взаимозависимостью, отмечают авторы.
«Обращаясь к Турции, Россия надеется вбить клин внутри НАТО. Анкара отказывается присоединиться к западным санкциям против Москвы, и её оппозиция аннексии Крыма слаба… В сентябре 2017 года Турция, несмотря на предупреждения НАТО, завершила сделку по приобретению передовых ракетных систем ПВО С-400 из России», - добавляют они.
При этом, считают журналисты, Сирия превратилась из яблока раздора в мост между двумя державами: Москва помогла операции «Щит Евфрата», в то время как Анкара способствовала передаче Восточного Алеппо режиму Асада в декабре 2016 года. «Вместе с Ираном и Россией Турция способствовала урегулированию путём переговоров, без США. Но сирийские курды остаются спорным вопросом. Подход России сводится к тому, что Москва вкладывает средства в связи с местными сподвижниками, в том числе с курдами, для достижения своих долгосрочных целей: противодействие ИГИЛ (запрещена в РФ - ред.), предотвращение западного господства и поддержание влияния и военного присутствия в Сирии», - пишут они.
Россия получает и коммерческие выгоды: «Росатом» намерен построить на юге Турции атомную электростанцию «Аккую» стоимостью 20 млрд долларов. Трубопровод TurkStream имеет две трубы: одна транспортирует газ в Турцию, а другая - в ЕС. Эти предприятия подтвердят большую зависимость Турции от импорта энергии из России, утверждают эксперты.
«Но может ли такое тактическое сотрудничество привести к стратегическому партнёрству? Является ли частичное совпадение интересов в безопасности и экономике и отталкивание от того, что Москва и Анкара считают "вопиющим вмешательством в свои дела" Соединённых Штатов, достаточным для этого?» - задаются они вопросом.
По мнению авторов, Турция и Россия имеют большие амбиции на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье, Каспийском регионе и Юго-Восточной Европе, но ни Эрдоган, ни Путин не являются покладистыми лидерами. Вдобавок, они не доверяют друг другу. Одной из причин того, что Турция активно развивает отношения с Россией, является её желание увеличить своё влияние на США и Европу. Однако вряд ли Анкара откажется от своего Таможенного союза с ЕС, чтобы войти в Евразийский экономический союз, или обменять членство в НАТО на возглавляемую Москвой Организацию Договора о коллективной безопасности или Шанхайскую организацию сотрудничества с Китаем.
Турецко-русский «брак по расчёту» до сих пор доказывал свою устойчивость, несмотря на все разногласия. Но отношения, выглядящие условно-оппортунистическими, всё ещё хрупки и могут рухнуть, если сильные личности и интересы снова столкнутся. В конце концов, что ещё можно ожидать от многополярного мира, в котором и Москва, и Анкара стремятся победить?