Новый действующий газопровод «Турецкий поток» будет иметь ограниченное влияние на рынок из-за ужесточения конкуренции для России как в Турции, так и в Юго-Восточной Европе, экономических трудностей и резкого роста импорта сжиженного природного газа (СПГ), пишет Димитр Бечев, научный сотрудник Университета Северной Каролины.
Напомним, что президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган торжественно открыли 930-километровый газопровод «Турецкий поток» 8 января. Он начал прокачку газа в начале года с ожидаемой годовой мощностью 31 млрд кубометров. Трубопровод рассматривается как символ крепнущих связей между Россией и Турцией, отмечает аналитик.
«Турецкий поток» — размытая версия своего предшественника, замороженного «Южного потока», — гарантированно даст России и Турции определённые преимущества, в том числе возможность российского газового гиганта «Газпрома» напрямую выйти на турецкий рынок без необходимости иметь дело со странами, находящимися между ними, заявляет Бечев.
Это также даёт Турции возможность получать и передавать российский газ в Европейский Союз, отмечает он.
Но проект газопровода имеет свою изрядную долю проблем, добавляет Бечев.
В то время как вторая фаза проекта, известная как Балканский поток, отстала от графика, всё более конкурентный газовый рынок Турции и её юго-восточного европейского соседства заставляет долю «Газпрома» сокращаться, говорится в статье.
За последние несколько лет наблюдается снижение импорта из России из Ирана, Азербайджана, Греции и Юго-Восточной Европы, подчёркивает автор.
Бечев объясняет потерю Россией контроля над местными рынками сокращением спроса в Турции, крупнейшем рынке региона.
«С марта, когда пандемия COVID-19 поразила Турцию и её соседей, потребление, по-видимому, резко сократилось. Например, Ассоциация производителей электроэнергии Турции сообщила о падении производства электроэнергии на электростанциях, работающих на природном газе, в апреле на 20%», — пишет он.
Ещё одним изменением в игре является импорт СПГ, который подскочил с 22% от общего объёма в 2018 году до 28% в 2019 году, говорится в статье, поскольку Турция продолжает инвестировать в свои мощности по импорту СПГ.
Появление Азербайджана в качестве конкурирующего поставщика «Газпрома» на рынки Турции и Юго-Восточной Европы является ещё одним фактором, который, вероятно, повлияет на будущее трубопровода, указывает Бечев.
«В краткосрочной перспективе" Турецкий поток " останется недоиспользованным. Турция не в состоянии использовать всю мощность первой нитки газопровода из-за надвигающейся рецессии и более дешёвых альтернатив», — заключает он.