Призыв президента Реджепа Тайипа Эрдогана к разработке новой Конституции был встречен скептически оппозиционными партиями, которые ставят под сомнение мотивы турецкого лидера в изменении существующей.
В то время как все партии согласны с необходимостью новой Конституции, оппозиция подчёркивает, что она должна включать возвращение к парламентской системе, указывает Duvar.
Издание напоминает, что Эрдоган 1 февраля заявил, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и её союзник Партия националистического движения (ПНД) могут начать работу над проектом новой Конституции менее чем через четыре года после пересмотра предыдущей Конституции, чтобы предоставить его ведомству широкие полномочия.
Лидер ПНД Девлет Бахчели сразу же поддержал призыв Эрдогана, заявив, что Турция «обязана» заменить свою нынешнюю Конституцию.
Вместе с тем главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) отклонила призыв Эрдогана.
«Ничего хорошего из конституционных поправок, которые они внесут, не выйдет. Они делают это, чтобы изменить повестку дня Турции и в своих собственных интересах. Они должны сосредоточиться на обеспечении людей продовольствием, а не делать их занятыми», — заявил 2 февраля пресс-секретарь НРП Фаик Озтрак.
Депутат НРП Али Махир Башарир сделал аналогичные замечания, отметив, что Эрдоган ищет способы удержаться у власти, поскольку его голоса поддержки значительно снизились. Он также добавил, что НРП стремится вернуться к парламентской системе.
Правая «Хорошая партия» задалась вопросом, какие конкретно планируются изменения.
«Увеличит ли это произвол в правительстве или поставит во главу угла потребности нашего народа? Мы не знаем, какие поправки они планируют внести в Конституцию, которую они уже изменили четыре года назад», — говорится в заявлении партии.
Издание напоминает, что турки проголосовали за конституционные изменения в 2017 году, что привело страну к переходу от парламентской демократии к исполнительной президентской системе, несмотря на сильную негативную реакцию со стороны оппозиционных партий и критиков.
Эрдоган был избран президентом по новой системе в 2018 году, с широкими исполнительными полномочиями, которые оппозиционные партии описали как «режим одного человека». «Народный альянс», состоящий из ПСР и ПНД, защищал эту систему, заявляя, что она создала упорядоченный государственный аппарат.
Лидер Партии демократии и прорыва (DEVA) Али Бабаджан также скептически отнёсся к высказываниям Эрдогана.
«Те, кто правит Турцией, не верят в разделение властей или независимую судебную систему. Без этих двух факторов вы не сможете найти решения проблем страны, какую бы часть конституции вы ни изменили», — сказал Бабаджан.
Издание указывает, что высказывания Эрдогана прозвучали через несколько недель, после того как Бахчели предложил внести конституционные изменения, чтобы запретить прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН) за сепаратизм, и этот шаг ДПН осудила как попытку заставить замолчать шесть миллионов голосов.
Кроме того, по мнению юристов, решение Эрдогана изменить Конституцию связано со значительным снижением голосов «Народного альянса».
«Конституция не может быть составлена таким образом. Она должна основываться на консенсусе и участии народа. Я рассматриваю это как политический шаг. Это шаг, чтобы привлечь "Хорошую партию" и партию Счастья. Это проявление отчаяния», — заявила бывший судья Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Рыза Тюрмен.
В то время как оппозиция утверждает, что одной из главных целей предлагаемых поправок является устранение условия получения 50+1% голосов для избрания президентом, члены ПСР отрицают это.
В статье отмечается, что ранее министр юстиции Гюль заявил, что новая гражданская Конституция будет принята «вместе с нашим народом», а спикер парламента Мустафа Шентоп заявил, что он в восторге от этого процесса.