Внешняя политика Турции на сегодняшний день заключается в балансировании между Россией и Соединенными Штатами, вместо того чтобы укрепить связи с одной из этих стран, пигет профессор Димитар Бечев в статье для Московского центра Карнеги.
С момента вступления в должность президент Джо Байден так и не позвонил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Бечев пишет, что тому может быть две причины: идеологическое нежелание говорить с автократами за границей и сознательный переход к более транзакционной внешней политике по отношению к Турции, указывает автор.
Во время своей президентской кампании Байден называл Эрдогана «автократом», а после вступления в должность продемонстрировал свою готовность упрекнуть даже тех, кого считает союзниками Америки, таких как наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман. Что касается перехода к транзакционному подходу, аналитик пояснил, что Байден «дает Турции возможность отведать свою собственную пилюлю», взаимодействуя с ней, когда это необходимо и когда это входит в интересы США, подчёркивает профессор.
«Поскольку в настоящее время внешняя политика США не сосредоточена ни на Ближнем Востоке, ни на Черноморском регионе, услуги Эрдогана не требуются», - отмечает Бечев в своей статье.
По словам автора, турецкий президент в прошлом году не спешил поздравить Байдена с победой, как бы надеясь, что необоснованные судебные иски бывшего президента Дональда Трампа о фальсификации на выборах вернут союзника к власти. После его инаугурации администрация Байдена объявила о нарушениях прав человека в Турции, а его заместители поднимали этот вопрос при каждом взаимодействии с турецкими коллегами. В сообщениях в турецких СМИ о звонках или встречах с представителями США никогда не упоминается тема прав человека.
Лидеры двух стран действительно разделяют некоторые общие позиции, а именно противодействие российской агрессии в отношении Украины и проведение Турцией мирных переговоров по Афганистану, но администрация Байдена не ослабила внимания к трениям в отношениях. Например, Вашингтон не забыл своего требования к Турции отказаться от российской ракетной системы С-400, если она хочет какого-либо ослабления санкций, даже несмотря на то, что турецкие министры выдвигали свои собственные предложения, пишет автор.
Бечев прогнозирует, что при отсутствии вероятной перезагрузки отношений с Байденом, у Эрдогана «не будет другого выбора, кроме как оставаться рядом с Россией». Его высказывания на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским, целью которой было развеять опасения России по поводу партнерства Турции с Киевом, продемонстрировали нежелание Эрдогана бросить вызов Москве, по крайней мере на данный момент.
В конце концов, аналитик предполагает, что Эрдоган, вероятно, продолжит «многовекторную внешнюю политику» с другими державами, и добавив, что такая позиция «должно быть совершенно удобна для российского руководства».