Скандал вокруг решения Анкары приобрести ракетный комплекс российского производства является симптомом, а не причиной проблем в отношениях между Соединенными Штатами и Турцией, считает аналитик Али Демирдас.
Турция приняла поставку зенитной системы С-400 из России в июле 2019 года после того, как не смогла достичь соглашения о поставке эквивалентных ракет Patriot американского производства, напоминает он в статье для The National Interest.
В ответ Соединённые Штаты ввели экономические ограничения против оборонной промышленности Турции в соответствии с Законом о противодействии американским противникам посредством санкций (CAATSA) и отстранили своего союзника по НАТО от производства истребителя следующего поколения F-35.
Демирдас указывает, что кризис С-400 отражает долгосрочные изменения в американо-турецких отношениях после того, как Анкара «начала всё чаще проводить независимую внешнюю политику, которая не обязательно соответствовала предполагаемым интересам Вашингтона».
По словам Демирдаса, первые признаки «растущего неповиновения» Турции можно проследить ещё до вторжения США в Ирак в 2003 году. Недавно избранная Партия справедливости и развития Турции (ПСР) отказалась, как отмечает автор, позволить американским войскам использовать её территорию для начала северного наступления против сил бывшего президента Ирака Саддама Хусейна.
«Турция, наш союзник по НАТО, подвела Америку», — цитирует Демирдаса тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфелд.
Автор добавляет, что вскоре после этого американские войска арестовали турецких коммандос, действовавших на севере Ирака, обвинив их в планировании убийства иракско-курдского губернатора Киркука. По словам Демирдаса, этот инцидент ознаменовал «Пентагонизацию» американо-турецких отношений, а «уравновешенный Государственный департамент» был отодвинут на второй план более напористым американским военным командованием.
Разногласия между США и Турцией с тех пор углубились из-за «неумелости» Вашингтона в отношении Сирии, считает аналитик. Соединённые Штаты тесно сотрудничали в этом конфликте с сепаратистки настроенными курдскими Сирийскими демократическими силами (SDF). Но Турция рассматривает SDF как угрозу своей национальной безопасности из-за связей этой группировки с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК).
По словам Демирдаса, эти вопросы возникли после того, как Соединённые Штаты заколебались в продаже Турции ракетной системы Patriot. «Почувствовав себя покинутой Вашингтоном, Турция почувствовала, что у неё нет другого выбора, кроме как обратиться за помощью к России, которую (президент РФ Владимир — ред.) Путин с радостью оказал», — заявляет автор.
«Это просто ошибочное суждение — приписывать нынешнюю американо-турецкую вражду С-400», — заключает он.