Турция призвала Грецию демилитаризовать острова Эгейского моря у побережья Турции в соответствии с Лозаннским договором.
«Мы выдвигаем своё требование на основе международного права. Что говорит Лозанна? Вы не можете милитаризировать острова, но, как вы можете видеть, Греция сделала это», — сказал министр обороны Турции Хулюси Акар обозревателю газеты Hürriyet Фатиху Чекирге.
Турция заявляет, что Лозаннский договор 1923 года и Парижский мирный договор 1947 года требуют, чтобы острова Эгейского моря Греции оставались демилитаризованными. В нём говорится, что Греция вооружила 16 из 23 островов с 1936 года в нарушение международного права. Греция заявляет, что обстоятельства коренным образом изменились, и ограничения больше не применяются, отмечается в статье. Лозанна предвидела демилитаризацию греческих островов Лимнос и Самофракия, Дарданелл, Мраморного моря и пролива Босфор, а также турецких островов Имброс (Гёкчеада), Тенедос (Бозджаада) и Кроличьи острова (Тавшан). Министерство иностранных дел Греции заявляет, что это требование было отменено конвенцией Монтрё 1936 года, ссылаясь на преамбулу документа, в которой говорилось, что Монтрё полностью заменил Лозанну.
Право Греции на милитаризацию Лимноса и Самофракии было признано Турцией в официальном письме, направленном в 1936 году турецким послом в Афинах, уточняетиздание. Положения Парижского мирного договора между Италией и союзниками в апреле 1947 года предусматривали демилитаризацию островов Додеканес в юго-восточной части Эгейского моря. Турция не подписала этот договор, и демилитаризованный статус потерял смысл своего существования с созданием НАТО и Варшавского договора, говорит Греция.
Акар также раскритиковал Грецию за то, что она претендует на 10 миль территориального воздушного пространства у своей береговой линии в Эгейском море для шестимильной морской границы.
«Где в этом справедливость? <...> Мы не защищаем ничего, кроме наших прав», — сказал Акар.
Вместе с тем Греция заявляет, что имеет право расширить свои территориальные воды до 12 морских миль с шести в соответствии с Конвенцией Организации Объединённых Наций по морскому праву. Турция не является частью конвенции и рассматривает любой односторонний шаг Греции как причину войны.