Организация Объединенных Наций, удовлетворившая в четверг просьбу Турции относительно изменения названия страны на «Türkiye», теперь потребует от международных организаций использовать новое имя.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган считает, что новое название наилучшим образом отображает культуру и ценности турецкого народа, а аналитик Синан Ульген сказал CNN, что это также отдалит страну от разговорной ассоциации прежнего имени с «неудачей».
Мохаммед Абдельбари из CNN процитировал слова Ульгена, подчеркнув, что широкой публике «вероятно, потребуется много лет», чтобы переключиться.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что изменение повысит «ценность бренда» страны.
Франческо Сиккарди из аналитического центра по международным делам Carnegie Europe отметил в интервью CNN, что это изменение можно рассматривать как работу правительства с националистически настроенными избирателями в преддверии решающих выборов 2023 года.
«Решение об изменении названия было объявлено в декабре прошлого года, когда президент Эрдоган отставал во всех опросах общественного мнения, а страна переживала один из худших экономических кризисов за последние 20 лет», — сказал Сиккарди.
По мнению аналитика, название Türkiye стало для президента дополнительным аргументом в пользу более сильной, более традиционной страны. Türkiye — это также имя, которое получило молодое государство в 1923 году, когда была официально основана республика, полностью оставившая позади Османскую империю. Сиккарди добавил, что возвращение этого имени в центр внимания «укрепит место Эрдогана в истории Турции рядом с отцом-основателем республики Мустафой Кемалем Ататюрком».
Абдельбари отметил, что такой ребрендинг является не первым случаем, когда турецкий президент предпринимает популистские шаги во время кризиса, напомнив о преобразовании византийского собора Святой Софии в мечеть в 2020 году.
«В отсутствие конкретной политики для решения экономических и политических проблем страны Эрдоган ищет спасения в популистской риторике идентичности», — цитирует Абдельбари слова политолога Серена Коркмаза об инициированных новшествах.
Похожим шагом к традиционности можно назвать и стремление Эрдогана заменить красные ковры и другие виды использования этого цвета бирюзовым, начиная с церемониальной солдатской формы и ковров в государственных зданиях в 2013 году, утверждают эксперты.