Голосование на президентских и парламентских выборах представителей турецкой диаспоры за рубежом преддверии 14 мая началось 27 апреля.
Избиратели, зарегистрированные в списках за границей, могут проголосовать на пограничных пунктах Капыкуле, Ипсала, Пазаркуле, Хамзабейли и Дерекой. Зарубежные избирательные комитеты заняли соответствующие позиции на участках для голосования у пограничных ворот.
Голосование за границей будет открыто до 9 мая, а на пограничных пунктах продлится до 14 мая.
Ожидается, что за границей проголосуют около 3,41 млн человек, в том числе почти 278 тыс. молодых избирателей, впервые принимающие участие в выборах.
Высший избирательный совет (ВСК) разместил 4 тыс. 671 избирательный участок на пограничных переходах. Кроме того, урны для голосования впервые установлены в таких странах, как Беларусь, Бразилия, Эстония, Марокко, Черногория, Республика Корея, Ливия, Литва, Малайзия, Нигерия, Пакистан, Португалия, Словакия и Танзания.
В Соединенных Штатах, где проживает 134 тыс. 246 имеющих право голоса избирателей, организовано девять представительных бюро. Бразилия занимает последнее место в списке по количеству имеющих право голоса турецких избирателей, всего 581 человек, за ней следуют Нигерия с 584 избирателями и Туркменистан с 635 людьми. В Австрии открыто шесть избирательных участков, а в Азербайджане и Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) по три.
После завершения голосования за границей бюллетени будут доставлены в Турцию через дипломатических курьеров с соблюдением максимальных мер безопасности. Подсчет этих голосов будет осуществляться под надзором Управления Иностранного провинциального избирательного совета. На президентских выборах голоса, отданные за границей, напрямую добавляют к общему проценту, набранному кандидатами в Турции. На парламентских выборах голоса за границей распределяются пропорционально по округам по всей стране в соответствии с количеством избирателей и бюллетенями, полученными партиями в каждой провинции.
Голосование также началось в Германии, где проживает самая большая диаспора в 1,5 млн турок. Только в Германии открыто 26 избирательных участков. На предыдущих выборах в Турции немецкие власти подверглись критике за запрет на проведение предвыборных митингов Партии справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Недавно министр юстиции Германии призвал коллег-членов кабинета принять меры против запланированных предвыборных митингов ПСР в Германии. Марко Бушманн выразил обеспокоенность по поводу «интенсивной кампании сторонников президента Турции» министру внутренних дел Нэнси Фезер и министру иностранных дел Анналене Бербок в письме, опубликованном немецкими СМИ. Он сослался на заявления о превышении «пределов свободы выражения мнений» в прошлом, отметив выступление в Германии депутата от ПСР в немецком Нойсе. Мустафа Ачикгоз в своем выступлении просто подтвердил решимость Турции искоренить террористические группы, в том числе Рабочую партию Курдистана (РПК) и террористическое движение Фетхуллаха Гюлена, имея в виду присутствие обеих групп в Германии. Заявление Ачикгоза спровоцировало кризис между двумя странами и было расценено как «разжигание ненависти» официальными лицами Германии, которая также считает РПК террористической группировкой. Бушманн призвал коллег-министров обеспечить соблюдение законов, регулирующих собрания политических групп в преддверии выборов в Турции, и «четко сказать Анкаре», что они не потерпят превышения ограничений свободы выражения мнений.
Ранее в 2017 году Германия внесла поправки в законы о собраниях исключительно для запрета предвыборных кампаний ПСР в будущем. Поправка запрещает проведение предвыборных митингов против жителей Германии из другой страны как минимум за три месяца до выборов. Германия присоединилась к Нидерландам и Австрии в 2018 году, запретив политические митинги турецких политиков в преддверии президентских выборов, на которых победил Эрдоган.
Как и в Турции, ПСР на президентских выборах 2018 года набрала наибольшее число голосов за границей. Эрдогана поддержали более 59% избирателей за границей, в то время как за его соперника Мухаррема Индже, проголосовали лишь 25,8%. Большинство голосов за обоих кандидатов было получено из Европы, где ПСР пользуется огромной поддержкой среди турецкой диаспоры. На выборах 2018 года Эрдоган набрал 64% голосов в Германии, 63% во Франции, 72% в Нидерландах, 74% в Бельгии и 71% в Австрии.
Рано утром 27 апреля турецкие эмигранты хлынули на избирательные участки, расположенные в крупных аэропортах Турции.
«Я надеюсь, что это будут хорошие выборы, но будет лучше, если победит Эрдоган», — сказал агентству Anadolu Ибрахим Шахин, эмигрант из Алжира.
Тиджен Сейдиоглу, гражданка Турции, проживающая в Австрии, отметила, что она «взволнована и счастлива» возможностью проголосовать.
«Я приехал сюда, чтобы посетить Стамбул. Я надеюсь, что результаты выборов пойдут на пользу Турции», — пояснил Ферхат Копут, проживающий в Сиднее, Австралия, в интервью информационному агентству Demirören (DHA). Джемиль Курт, приехавший в Стамбул из Анголы, куда его усыновили, заявил, что хочет «выполнить свой гражданский долг».
На этих выборах Эрдогану предстоит самое тяжелое испытание за более чем два десятилетия, когда он привел свою ПСР к победе. На этот раз оппозиция более сплочена, признав лидерство председателя Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу. Кылычдароглу — единственный реальный кандидат против Эрдогана. Однако НРП проигрывала все выборы под его руководством, а основной оппозиционный блок состоит из политических партий с небольшим количеством избирателей. Опрос, проведенный исследовательской компанией Areda среди 17 тыс. 400 человек по всей стране в период с 15 по 20 апреля, показывает, что Эрдоган наберет 51,4% голосов. Кылычдароглу поддержат 41,8% избирателей, в то время как за кандидатов Мухаррема Индже и Синана Огана проголосуют 4,6% и 2,2% соответственно.