Основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) в этом месяце избрала нового лидера Озгюра Озеля, что положило конец 13-летнему правлению предыдущего председателя Кемаля Кылычдароглу.
В интервью Gazete Duvar Озель заявил, что они начнут тесно работать с другими оппозиционными партиями, чтобы обсудить возможные стратегии на местных выборах, которые состоятся 31 марта 2024 года.
Он также сказал, что они намерены привлечь правых избирателей, последовав левой и социал-демократической политике, подвергнув критике политику альянса Кылычдароглу и назначение правых советников.
Озель подчеркнул, что ранее в партии существовала эмоциональная разобщенность, в частности после поражения на выборах, в связи с чем избиратели не смогли определиться с выбором.
«Некоторые исследования подтвердили воздействие этой разобщенности. На сегодняшний день мы видим, что проблема эмоционального разрыва решена, и избиратели НРП и возмущенные избиратели оппозиции отдали должное этому изменению. Когда люди увидят, что перемены не ограничиваются индивидуальными изменениями, это воздействие станет более постоянным. Мы не просто поменяли лидера. Поменялся коллектив, изменилась структура кадров. Было создано партийное собрание, средний возраст членов которого составляет 43 года, Центральный исполнительный совет, средний возраст членов которого —46 лет, и теневой кабинет, где половина членов — женщины. Все это показывает, что в партии многое изменится, и люди этому серьезно доверяют. Я описал процесс создания альянса на последних выборах следующим образом: когда шестеро кандидатов попытались бежать вместе, все мешали друг другу. Я думаю, что вопрос альянса должен быть решен в преддверии всеобщих выборов, и что в этот период каждый должен заниматься политикой со своей собственной идентичностью. Я думаю, что НРП имеет потенциал и легко сможет преодолеть порог в 25% голосов, когда предстанет перед публикой со своей левой социал-демократической идентичностью», - пояснил Озель.
Что касается предложения президента Реджепа Тайипа Эрдогана отменить требование абсолютного большинства на президентских выборах, лидер НРП сказал, что правительство пытается втянуть партию в дебаты об изменении Конституции.
«Мы знаем, что намерения президента нечисты. Конечно, цель состоит не в том, чтобы сформировать более демократическую Конституцию, а в том, чтобы ослабить Конституционный суд (AYM). Также Эрдогану некомфортно, когда повестка дня определяется вне его самого. Мы находимся в атмосфере, когда перемены в НРП окажут очень положительное влияние на местные выборы. Мы не хотим оставлять эту позитивную атмосферу на усмотрение политического ума Эрдогана. Начиная со следующей недели и до конца года, мы будем предпринимать действия по пяти основным направлениям: встречи с партиями, изучение возможностей сотрудничества, принятие решения о статусе существующих муниципалитетов, определение метода избрания мэров и определение кандидатов в районы, где это необходимо. Я считаю, что контакты должны быть и на уровне председателей партии. Я внесу свою лепту в этом отношении, начиная со следующей недели», - отметил он.
Между тем, говоря о возможности формирования коалиции, Озель заявил, что само слово «альянс» используется очень часто и ассоциируется с чем-то неудачным.
«Вот почему я предпочитаю сотрудничество. На этих местных выборах сотрудничество может осуществляться как между двумя партиями, так и с любой партией, у которой больше поддержки в местном избирательном округе. Иногда их может быть больше двух, но мы можем продвинуться вперед на этих выборах, сотрудничая на двусторонней основе. Вместо того, чтобы развивать идею альянса и говорить: "Мы все будем вместе", необходимо работать над моделью, в которой мы приносим пользу друг другу и стране посредством двустороннего сотрудничества с учетом интересов отдельных групп населения, а не заставляя друг друга проигрывать. Другими словами, необходимо двустороннее сотрудничество с учетом специфики каждого округа, а при необходимости нужно учитывать и мнение местных жителей», - добавил он.
На вопрос о том, что он подразумевает под прозрачным сотрудничеством, Озель ответил, что в политике всегда есть закулисная дипломатия, но только лишь при закулисной дипломатии не бывает коалиций или сотрудничества.
«Если будет сотрудничество, например, если в каких-то местах от нашего или от их имени будут делаться уступки, общественность об этом узнает. Мы не будем участвовать в сотрудничестве, которое мы не сможем объяснить и отстоять перед общественностью и которое заставило бы нас стыдиться. Я думаю, мы легко выиграем выборы в Стамбуле и Анкаре. Это также видно по опросам», - подчеркнул он.
Что касается критериев успеха и неудачи, Озель пояснил, что оценивает смену правительства на следующих всеобщих выборах в 2028 году, как успех, а неспособность его сменить - как провал.
«Если бы я не считал себя успешным, я бы не решился на внеочередной съезд партии. Если результат будет выглядеть успешным, но не приведет к смене правительства, я оставлю решение делегатам. Если я получу плохой результат и проиграю, я немедленно уйду», - заключил он.