Мэр Стамбула Экрем Имамоглу находится в центре многочисленных расследований, включая коррупцию, мошенничество и обвинения в связях с террористическими организациями.
Правовые действия против него включают два основных расследования: расследование о коррупции, связанное с государственными тендерами, и дело о муниципальной занятости, в котором утверждается о вербовке лиц, связанных с террористической группировкой Рабочая партия Курдистана (РПК). Кроме того, появились отдельные заявления относительно обращения с партийными фондами.
Важно знать характер этих расследований, так как их результат также определит, останется ли Стамбульский муниципалитет (IBB) под контролем оппозиционной партии.
Вот основные обвинения против мэра Стамбула Экрема Имамоглу.
Расследование по делу о коррупции и манипуляции тендерами, инициированное Генеральной прокуратурой Стамбула, сосредоточено на обвинениях в незаконных государственных тендерах, взяточничестве и организованных финансовых махинациях. Прокуроры утверждают, что мэр и его сообщники были вовлечены в систематическую коррупционную сеть в нескольких дочерних компаниях Стамбульского муниципалитета (IBB), включая Medya A.S., Kultur A.S., KIPTAS и ISFALT.
Одно из основных расследований сосредоточено на обвинениях в том, что Имамоглу и высокопоставленные должностные лица IBB занимались мошенничеством на тендерах. Прокуроры обвиняют Имамоглу в руководстве сетью, включающей несколько компаний и высокопоставленных должностных лиц, содействуя проведению незаконных тендеров через дочерние компании муниципалитета. Как сообщается, эти обвинения привели к задержанию еще 100 человек, включая бизнесменов, строительные компании и аудиторские фирмы, предположительно связанные с незаконными тендерами.
Власти утверждают, что тендеры были сфальсифицированы в пользу определенных компаний в обмен на незаконные финансовые выгоды. Кроме того, были заключены контракты на услуги, которые никогда не предоставлялись, а государственные деньги переправлялись на частные счета.
Расследование также включает обвинения в незаконном доступе к персональным данным для получения финансовой выгоды или в политических целях. Следователи утверждают, что муниципальные контракты были заключены в обмен на денежные откаты, распределенные позже между отдельными лицами и предприятиями.
Также выдвинуты обвинения в манипулировании процессами государственных закупок, предположительно присуждение тендеров заранее определенным фирмам.
Среди обвинений также следует отметить создание мошеннических контрактов или «теневых тендеров» на услуги, которые никогда не были предоставлены, прямые нарушения закупок, позволяющие компаниям обходить конкурентные процессы торгов, уклонение от уплаты налогов и финансовое неэффективное управление, предположительно направляющее муниципальные средства в частные предприятия.
По данным расследования, именуемом «Расследование городского консенсуса», Имамоглу способствовал трудоустройству лиц, подозреваемых в связях с РПК в муниципалитете. Прокуроры утверждают, что этот процесс был связан с более широкой избирательной стратегией, включающей Партию равенства и демократии (DEM), которая решила не выдвигать кандидатов в ключевых округах, косвенно поддерживая кандидатов от Республиканской народной партии (РНП).
Правительственные органы заявили, что практика найма в IBB была частью более широких усилий по расширению присутствия лиц, связанных с РПК, в городском управлении.
Имамоглу также обвиняется в личном одобрении некоторых лиц, назначенных на муниципальные должности.
Следователи утверждают, что сотрудники, подозреваемые в связях с боевиками, были набраны в Стамбульское агентство планирования (IPA) и другие муниципальные дочерние компании в обход стандартных процедур найма. Согласно обвинениям, государственные контракты были предоставлены организациям, связанным с террористической РПК.
Помимо всего прочего, Имамоглу и чиновники муниципалитета обвиняются в отмывании денег. Так называемое дело о «видео подсчета денег» всплыло, когда появились видеозаписи, на которых лица, предположительно близкие к Имамоглу, подсчитывают крупные суммы наличных денег в офисе. Сообщается, что эти средства были связаны с покупкой провинциальной штаб-квартиры РНП в Стамбуле.
Следователи отмечают, что средства были незаконно собраны у бизнесменов под предлогом пожертвований, а некоторые из этих транзакций не были зарегистрированы, что является нарушением правил политического финансирования. Прокуроры подозревают, что частная финансовая сеть, включающая сообщников Имамоглу, направляла деньги его компаниям или спонсировала политические кампании. Сообщается, что некоторые бизнесмены выступили в качестве осведомителей или информаторов, заявив, что на них оказывалось давление с целью совершения платежей.
Третье судебное дело против Имамоглу связывает его с протестами в парке Гези 2013 года, массовой антиправительственной демонстрацией, которая привела к широкомасштабным репрессиям. Следователи обвиняют Имамоглу в постоянных связях с фигурами, вовлеченными в протестное движение, включая Османа Кавалу, который находится в тюрьме по обвинению в попытке свержения правительства.
Широко известный журналист Исмаил Саймаз также был задержан в связи с этим расследованием по обвинению в распространении контента, связанного с протестами, и поддержании связей с лицами, осужденными на первоначальных судебных процессах по делу о протестах в парке Гези.
Наряду с Имамоглу в расследованиях фигурируют несколько высокопоставленных лиц:
- Фатих Келес, близкий соратник Имамоглу, связанный с видео с подсчетом денег.
- Мурат Онгун, бывший муниципальный пресс-секретарь, предположительно, причастный к контрактам, связанным со СМИ.
- Бугра Гекче, глава Стамбульского агентства планирования, находится под пристальным вниманием из-за финансирования городских проектов.
- Эркан Саатджи, деятель культуры, связанный с тендерами, проводимыми Kultur A.S.
По мере эскалации расследований возникли вопросы относительно возможного назначения попечителя вместо Имамоглу на посту мэра. Согласно турецкому законодательству, в частности указу от 1 сентября 2016 года, мэры, задержанные, отстраненные от должности или осужденные по обвинениям, связанным с терроризмом, могут быть заменены назначенным правительством доверенным лицом.
Второе заявление Генеральной прокуратуры Стамбула, в котором Имамоглу прямо обвинялся в пособничестве террористической группировке РПК, породило предположения о том, что правительство может воспользоваться этим положением закона, чтобы отстранить его от должности. Если Имамоглу будет официально предъявлено обвинение или он будет арестован, Министерство внутренних дел может назначить доверенное лицо для управления IBB.
Аналогичный прецедент возник в деле муниципалитета Бешикташ, где мэр Риза Акполат был задержан по обвинению во взяточничестве, но муниципальному совету все равно разрешили избрать нового мэра. Однако, если обвинения против Имамоглу будут классифицированы как подпадающие под законы о терроризме, его отстранение, скорее всего, приведет к прямому назначению государством доверенного лица, а не к внутренним выборам. Такой сценарий может иметь серьезные политические последствия, еще больше обострив напряженность между оппозицией и правительством и мобилизовав публичные демонстрации.