25 декабря католики, протестанты, лютеране и православные многих стран отмечают один из главных церковных праздников — Рождество по григорианскому календарю. В домах христиан из 145 стран мира будут установлены вертепы и зажгутся елки. Те, кто отмечает Рождество по юлианскому календарю, в эти дни придерживаются строгого Рождественского поста, для них Рождество наступит 7 января.
В Сочельник, накануне Рождества Христова, можно есть только сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна — сочиво. С появлением на небе первой звезды семьи соберутся за столом, а потом отправятся на торжественную мессу.
Как христиане готовятся к празднику, чем украшают дом и что подают на стол — рассказали «МК» первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного союза христиан веры евангельской, управляющий делами РОСХВЕ, епископ Константин Бендас и директор информационной службы Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве, отец Кирилл Горбунов.
— Кто отмечает Рождество 25 декабря?
— По всемирной традиции, 25 декабря отмечают Рождество представители Римско-католической церкви, самой многочисленной ветви христианства, это один миллиард 300 миллионов последователей и представители протестантских церквей — это еще около одного миллиарда последователей, — рассказал «МК» Константин Бендас. — Традиционно в России мы говорим, что это Рождество по западному стилю, которое отмечается по григорианскому календарю. Российские протестанты, с одной стороны, находятся в чуть более сложном положении, потому что они придерживаются протестантской традиции, но являются частью русской, российской культуры. С другой стороны, если брать любовь к праздникам и торжествам, у нас, наоборот, положение привилегированное, мы празднуем в течение года Рождество два раза, 25 декабря и 7 января.
— Как принято украшать дом в Рождество?
— Учитывая, что в России традиционно большое значение придается празднованию Нового года, эти два праздника совмещаются, и в большинстве, особенно в семьях, где есть дети, ставится и украшается елка. Но самым близким символом Рождества является вертеп. Культура установки вертепов, то есть фигурок, моделирующих рождение Господа Иисуса Христа в бедном хлеву в Вифлееме, только приходит к нам. Все больше ремесленников из северных народов начинают резать из дерева и раскрашивать фигурки младенца Христа, Девы Марии, святого Иосифа, волхвов, пастухов, животных, путеводной звезды. И дальше уже семьи решают, покупать ли им готовый вертеп или изготовить его самостоятельно совместно с детьми. Через это изобразительное средство крайне легко раскрыть детям настоящую суть Рождества: что она не в мандаринах, ни в подарке с конфетами, а в том, что Бог, родившийся человеком, пришел, чтобы отдать свою жизнь. В храмах делают ростовые куклы, модулируя Вифлеемский вертеп.
У меня трое детей, двое — уже взрослые. С младшей дочкой, которая учится в третьем классе, перед праздником мы с трепетом и благоговением вытащили вертеп, развернули лаковые фигурки ручной росписи, при этом читали стихи и тексты из Библии, Священного Писания. Дочь вспоминала уроки в воскресной школе, которые есть при каждой общине. 25 декабря мы делаем праздник для семьи. Он обычно выпадает на рабочий день, но мы стараемся освободить своих сотрудников, священнослужителей от общинных дел, чтобы они провели этот день с семьей в чтении Священного Писания, в воспоминаниях, в совместной трапезе. И уже 7 января мы делаем большие торжественные открытые богослужения.
— Что принято подавать на стол 25 декабря?
— В российской протестантской традиции нет специального рождественского блюда. На западе на стол подают индейку или кролика. У нас по какой-то причине это не привилось. Я предполагаю, что это следствие того, что за 500 лет существования протестантизма в Российской империи протестанты были в дискриминируемом меньшинстве. Накануне семейной, торжественной трапезы, я, например, выгоняю всех из кухни и готовлю сам, младшие по желанию могут мне помочь. Это такая вот дань служению друг другу. Рождество — это время взаимного прощения и покаяния. Ведь в младенце Христе сочетаются две великие сущности: с одной стороны, он, как младенец, беззащитный, но, с другой стороны, есть в этой беззащитности одновременно и сила, и власть, и несокрушимость. Мы читаем в Писании, что все силы ада поднялись против него, и царь Ирод пытался его убить, но не смог. Таким образом мы как родители, пытаемся донести это до своих детей, что настоящая сила — она в милосердии, в благотворительности, в служении другим, нуждающимся, своей стране. И это важная часть, чему своих детей можно научить в рождественские торжества.
— Что обычно дарят родным и близким на Рождество?
— То, что человек сам хочет получить в подарок, то, о чем он мечтает, то, что его обрадует. Какой-то специальной вещи не существует. Маленькие дети получают, как правило, игрушки и книжки, взрослые — что-то из одежды или специальный диск с рождественскими песнями. Это все зависит от достатка и ожиданий. Но надо помнить, что Рождество — это особое время, когда мы не придаем особого значения подаркам, а делаем так, чтобы наша жизнь, наше сердце, наше отношение друг другу в этот день, а желательно и после, стали подарком для Иисуса, день рождения-то его.
Отец Кирилл Горбунов говорит в свою очередь:
— Католическая церковь означает «всеобщая», «вселенская», и она объединяет традиции самых разных народов. И то, чем люди украшают свой дом, что они ставят на стол, исходит не от церковных, а народных традиций. К нам в храм приходят люди, которые отождествляют себя с польской, белорусской, украинской культурой, но также приходят и вьетнамцы, филиппинцы, выходцы из Африки, Южной Америки. И у них есть свои представления, как украсить на Рождество свой дом. Согласно восточноевропейской традиции, в Сочельник в родительском доме собирается вся семья. Это семейный праздник, когда люди откладывают все важные дела, преодолевают немалые расстояния, чтобы собраться вместе за столом со своей семьей и преломить хлеб. В польской традиции, например, это облатки — тоненький пресный хлеб, который похож на хлеб Святого причастия. Он символизирует важную вещь: люди, разделяя этот хлеб, примиряются друг с другом, принимают друг друга и разделяют друг с другом свою жизнь. При этом звучат пожелания, рождественские песни. Что касается праздничного стола, то он, скорее, ритуальный, символический. Слово «сочельник» происходит от слова «сочиво», это такая каша, кутья. Проклюнувшийся из зерна росток символизирует жизнь, которую мы обрели из-за смерти и воскрешения Христа. Также у многих народов на столе присутствует рыба. Надо заметить, что эта трапеза очень сдержанная, безалкогольная, после нее верующие идут в церковь на ночную рождественскую службу. Католиков по всему миру объединяет то, что праздник это церковный. В Рождество служатся сразу четыре разные мессы, накануне — месса Навечерия Рождества. 25 декабря проходят три литургии: ночью, с приходом солнца и днем (в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих). Все духовенство при этом облачается в белые одежды.
— За столом оставляют одно из мест незанятым?
— Это очень древняя традиция. Она означает, что сам Христос может прийти и присоединиться к празднующим. Или же это будет какой-то путник, Христос в лице нуждающегося человека, который постучится в дверь.
— Обычай колядовать — ходить по домам в масках, ряжеными в шкуры животных — церковь поддерживает?
— В древние времена в церкви соединялись какие-то языческие, дохристианские верования и некоторые из проявлений колядования. Когда люди переодеваются в животных и ведут себя подобно животным, — это церковь, конечно, категорически осуждает. Но если говорить о колядовании, как о том, что люди ходят друг к другу в гости, говорят добрые пожелания, поют рождественские песни, то это церковь только приветствует.
— Насколько многочисленна католическая община в Москве и в России?
— В России католиков чуть меньше миллиона человек, в Москве — около 50–60 тысяч, конечно, многие из них люди не практикующие, но в Рождество к нам в храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, что на улице Малой Грузинской, приходит помолиться более 5 тысяч человек. Накануне Рождества мы украсили его елками. Это вечнозеленое дерево, как известно, символизирует вечность, то есть божественную жизнь, которая преодолевает границы смерти. Особое настроение создает и Рождественский вертеп. Известно, что Иисус явился миру в яслях в хлеву, среди скота. Это событие и изображает вертеп. Есть очень красивые неаполитанские, прованские, мексиканские ясли, в которых выражается душа народа и особенности местного народного изобразительного искусства. Часто на праздничном столе во время рождественской трапезы присутствует сено. Это напоминание о том, что Рождество это не идеалистическая история, не детская сказка. Что рождение Спасителя произошло в нищете, в очень скудной обстановке. То, что мир, который он пришел спасти, оказался не готов его встретить. И закончилось все довольно трагично, убийством Бога — человека Христа, но, с другой стороны, его воскресением, которое показало, что Бог способен преодолеть любые препятствия ради его намерения спасти людей и даровать им жизнь вечную.
Несмотря на христианское происхождение Рождества, в современном мире многими людьми этот праздник воспринимается, прежде всего, как светский.