Что будет в наступающем году с ценами, уровнем безработицы и со всеми нами?
Своим прогнозом на этот счет поделился первый заместитель председателя Госдумы и президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, который в среду был в гостях у «МК». Он ответил и на другие вопросы: о политике, спорте — и даже рассказал, хочет ли он вновь стать вице-премьером Правительства России.
По мнению Жукова, 2015-й будет трудным годом. Мы слишком зависимы от цен на нефть. Они вряд ли будут падать дальше, но уже и так находятся на дне. Две трети наших экономических проблем — от нефти, еще треть добавляют санкции, которые, скорее всего, еще долго не будут отменены. Все это может грозить спадом ВВП, пересмотром бюджета по итогам первого квартала, проблемами на рынке труда. С другой стороны, у тех, кто может потерять работу, появятся дополнительные возможности открыть свое собственное дело. Государство может возобновить программу предоставления стартового капитала для начинающих предпринимателей, причем они на два года будут освобождены от налогов.
Курс рубля стабилизируется, но импортные товары будут стоить дорого, инфляция может стать двузначной, и это приведет к тому, что впервые в этом веке реальные доходы населения несколько сократятся. Далее последовали вопросы.
— Может быть, на время кризиса нам прекратить строить подводные лодки?
— Военно-промышленная программа претерпела изменения, часть проектов отсрочили. Но, с другой стороны, сегодня никому не нужно доказывать, что если Вооруженные силы будут слабыми — это скажется и на экономике, и на каждом гражданине. Мы должны быть в состоянии себя защитить и делаем все необходимое для этого.
— Почему депутаты не вызвали «на ковер» в Госдуму Эльвиру Набиуллину?
— Мы оперативно приняли несколько законов: вдвое увеличили страхование вкладов граждан, а Агентству по страхованию вкладов дали право поддерживать банки, выделили 1 триллион рублей на их поддержку. Это улучшило ситуацию и было эффективнее, чем если бы мы вызвали на «допрос с пристрастием» главу ЦБ. Во время паники он бы только ее усилил.
— Госдума начала этот год с обсуждения перехода на юлианский календарь, и в дальнейшем странных, не нужных и безжизненных законодательных инициатив было очень много. Может быть, есть смысл написать закон о принятии законов, чтобы отсечь подобные инициативы?
— В том, чтобы подробно расписать все стадии законотворческого процесса, есть определенный смысл. И такие проекты много раз вносились в Думу. Но даже если такой закон будет принят, он не сможет отсечь «мусорные» инициативы. Они есть в любом парламенте, это не особенность Госдумы. Везде депутаты пытаются привлечь к себе внимание смешными инициативами, которые даже до рассмотрения не доходят. Но они активно обсуждаются в прессе и дают политику погреться в лучах славы.
— Обычно этим грешат оппозиционные фракции, но есть такой депутат и в «Единой России» — Евгений Федоров. Как серьезная фракция это ему позволяет, что происходит с партийной дисциплиной?
— Каждый высказывает свое мнение, так он видит. В Кремле тоже есть разные мнения. Если вы послушаете, что предлагает экономический советник президента Сергей Глазьев, то увидите: это диаметрально противоположно тому, что делает правительство и ЦБ.
— Вы много лет работали заместителем председателя правительства. Не возникает желания вернуться в кабинет министров?
— Могу сказать, что это очень тяжелая работа, огромная нагрузка, которую трудно долго выдерживать. А уж во время кризиса — и подавно. Любой министр должен брать на себя ответственность за решения, от которых зависят судьбы миллионов людей. Министрам можно только посочувствовать, и особо рваться в этот кабинет не стоит. Мне сейчас своей работы хватает: Госдума, Олимпийский комитет России, а теперь меня избрали и членом Международного олимпийского комитета…
Так мы плавно перешли к спортивной тематике. Олимпийский комитет России проведет все запланированные мероприятия. Уникальным будет ближайший чемпионат мира по водным видам спорта в Казани — он впервые в истории пройдет на футбольном стадионе. ОКР активно продвигает российские виды: он практически добился признания самбо олимпийским видом спорта и ведет борьбу за то, чтобы такой же статус получил и хоккей с мячом. Улучшается работа с детьми: возрождены «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». Вот только со взрослым футболом беда: в высшем дивизионе играют сплошь иностранцы, российских футболистов — всего одна сотня. Откуда взяться конкуренции за место в сборной, а значит — и большим победам? По мнению Жукова, было бы вполне достаточно двух-трех крепких легионеров на клуб, а остальные места в составе нужно отдавать нашим.
— Зарплаты спортсменов огромны — может быть, их нужно сократить?
— Из государственного бюджета получают только спортсмены сборной, и зарплата у них не очень высокая. А на хозяев клубов государство никак не влияет, они платят столько, сколько считают нужным. Но, вероятно, в условиях кризиса будут сокращать.
И еще о кризисе. Александр Жуков обратил внимание на то, что Запад, вводя санкции против России, рассчитывал, что ухудшение экономической ситуации вызовет недовольство российского общества действиями власти. Но все произошло ровно наоборот. Общество сплотилось и смотрит на нее с надеждой.