Если Путин, Порошенко, Меркель и Олланд поедут в Минск — значит, мир возможен

Решающая для восточной Украины встреча лидеров «нормандской группы» запланирована на 11 февраля в Минске.

До этого страны-переговорщики должны согласовать позиции в рамках встреч глав МИД в Берлине 9 февраля и участников минского формата 10 февраля. Если стороны не смогут договориться о прекращении войны, то в отношении России могут ввести новые санкции, а Киев получит американское вооружение. Тем не менее, представители Евросоюза, России, Украины, ДНР и ЛНР подчеркнули свою готовность к мирному урегулированию конфликта.

Мы проанализировали предложения всех сторон.

Позиция Евросоюза

По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, если стороны не смогут договориться о разрешении конфликта в Донбассе, то возобновления мирных инициатив не придется ждать в ближайшем будущем. По данным западных СМИ, Меркель пригрозила обложить Россию новыми санкциями, если Москва откажется от предложенного Германией и Францией плана решения вооруженного конфликта на Украине. Кроме того, в случае провала переговоров Германия может поддержать планы США поставлять Украине летальное оружие.

Как поясняет французская пресса, представленный президенту России Владимиру Путину план является не альтернативой уже имеющимся минским договоренностям, а лишь «дорожной картой» по их реализации с учетом новых условий. Одним из важных пунктов, которые обсуждались в Москве в прошлую пятницу, стал будущий статус Донбасса. Лидер Франции Франсуа Олланд заявил, что ДНР и ЛНР необходимо будет предоставить широкую автономию. «Люди там поднялись на войну, и им трудно будет жить общей жизнью», - считает Олланд.

Кроме того он рассказал, что проект договоренностей по Донбассу предусматривает создание демилитаризованной зоны шириной в 50-70 километров по обе стороны линии контакта сторон, которая сложилась на нынешний день. То есть фактически все вооруженные формирования должны быть выведены за пределы границ Донецкой и Луганской областей.

Позиция Киева

В Киеве в принципе согласны наделить отдельные районы Донецкой и Луганской областей, оказавшиеся в составе самопровозглашенных ДНР и ЛНР, особыми правами. Но... «Те договоренности, которые мы сейчас обсуждаем, четко обуславливаются тем, что особый статус для Донбасса может базироваться только на том, что центральная украинская власть будет контролировать те процессы, которые там будут происходить, и контролировать границу», — поясняет представитель МИД Украины Евгений Перебийнис. Сложности возникают, когда речь заходит о российско-украинской границе.

Украинские власти продолжают настаивать на ее единоличном контроле и отвергают всякую миротворческую помощь: «Мы никогда не пойдем на то, чтобы украинско-российскую границу контролировали не украинцы. Никакие миротворческие войска, ни совместное патрулирование с Российской Федерацией, никакие другие варианты не могут принести мир, если государственный контроль будут осуществлять не Вооруженные силы Украины и государственная пограничная служба», - считает лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко

По мнению самого украинского лидера, на ввод миротворцев понадобится около полугода, на протяжении которого «агрессор будет убивать украинских граждан». «Мы нуждаемся сейчас не в миротворческой операции, а прекращении огня и выводе иностранных войск», - считает Петр Порошенко. Тем не менее, это не мешает украинскому лидеру заявлять что Украина остается сторонницей мира и в любое время «готова провозгласить полное безусловное и без каких-либо предварительных условий прекращение огня для того, чтобы остановить растущее число жертв среди гражданского населения». А вот вопрос о федерализации страны или наделения Донбасса автономией, по его мнению, должен решаться на референдуме.

Чего хотят в ДНР и ЛНР

Пока украинские политики разрывались между партиями войны и мира, то вводя, то отменяя закон об особом статусе Донбасса, ополченцы махнули на него рукой, посчитав, что ассоциация с Евросоюзом лишила их пребывание в составе Украины всякого смысла. «Украина подписала 900-страничный документ, который навсегда отрывает все, что находится в украинской промышленности, от российского рынка, уничтожается ГОСТ, полностью осуществляется переход на европейские рельсы, уничтожается индустрия. Этот закон подписан и передан Европе. Европа его потихонечку ратифицирует. То есть какой бы статус нам не дали, это всё равно ничего не меняет для нас в экономике», — сказал председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин.

В отношении миротворцев мнение ополченцев также не совпадает с Киевом. «Мы уже давно говорили, что такая зона нужна и нужен миротворческий или наблюдательный контингент, и это будет едва ли не единственной возможностью, чтобы полноценно остановить бойню на Донбассе, и чтобы не было впредь очередной активизации боевых действий», — заявил полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин. Правда, без представителей России самопровозглашенная республика тоже не будет рада миротворцам: «Украинские марионетки не пойдут на то, чтобы сюда вошли миротворцы России. А если там не будет представителей России, нас это не устраивает никак», - заявил председатель комитета по внешней политике и международным отношениям Верховного совета ДНР Владислав Бриг.

Позиция России

Что касается позиции Москвы, то президент России Владимир Путин уверен: «Важнейшим условием стабилизации ситуации является незамедлительное прекращение огня, так называемой антитеррористической, а по сути карательной операции на юго-востоке Украины». Вслед за этим Киев должен снять экономическую блокаду с Донбасса и начать общенациональный диалог. Кроме того, Россия и Евросоюз сошлись во мнении, что разграничение территории должно проходить по ситуации на сегодня де-факто, а не по линии, которая значилась в дополнительных протоколах к Минским соглашениям от 19 сентября. Это важно еще и потому, что, как заявил глава МИД России Сергей Лавров, в соответствии с Минским протоколом, территории в районе донецкого аэропорта и Дебальцево должны были отойти ополченцам.

Эксперты « МК» предсказали возможный исход новых переговоров:

Михаил Погребинский, Киевский центр политических исследований и конфликтологии:

  • Украина согласится на мир с Донбассом, только если на него согласятся в США и Евросоюзе. В этом случае есть шансы по крайней мере на временный мир. В обществе есть радикально настроенные элементы, которые никем не контролируются, и эти люди точно будут сопротивляться. Но влиятельные лидеры партии войны, такие как Арсений Яценюк, выполнят то, что им посоветуют на Западе.

  • А как относятся к возможному особому статусу Донбасса в украинском обществе?

  • В обществе есть разные точки зрения, надежных опросов сейчас нет, и поэтому я могу только высказать предположение, что большинство не против того, чтобы Донбасс жил по тем правилам, которые сам себе хочет установить. Одна часть, конечно, готова его отпустить, но другая предпочла бы вариант оставления Донбасса в составе Украины, и они не возражали бы против его широкой автономии.

  • На ваш взгляд, 11 февраля им удастся договориться?

Это будет зависеть от того, чего мы не знаем. Путин сказал, что если удастся согласовать некоторые вопросы, то встреча состоится. В тот момент, когда будет сказано, что они (главы России, Украины, Германии и Франции - «МК») поедут в Минск, это будет означать, что компромисс найден. А иначе встреча просто не состоится.

Олег Царев, председатель парламента Новороссии:

  • Прекращать обстрел городов нужно без всяких предварительных условий. Если этого не произойдет, то армия Новороссии будет вынуждена зачищать территорию, с которой происходит обстрел. После того, как Киев прекратит убивать мирных жителей, можно будет обсуждать дальнейшую судьбу Донбасса в составе Украины.

  • Жители ДНР и ЛНР готовы к тому, чтобы остаться в составе Украины?

  • Смотря о какой Украине идет речь. Если мы говорим о фашистской стране, где разрешено сжигать людей, бросать их в тюрьмы и пытать, расправляться со своими политическими оппонентами, наверно, вряд ли жители Донбасса хотят этого. По статистике таких гражданских конфликтов, на каждый год войны требуется 5-10 лет мира, чтобы стороны сели за стол переговоров. По разным оценкам, на Донбассе погибло от 15 до 50 тысяч человек, разрушены дома и квартиры жителей, на территорию только России выехало около 1 млн беженцев. Произошла чудовищная катастрофа.

  • На ваш взгляд, удастся о чем-то договориться?

  • Мы приложим все силы для того, чтобы развести войска и тяжелую артиллерию. Все остальное не имеет большого значения. Но если у нас не выйдет добиться этого за столом переговоров, это сделает армия Новороссии.