Победитель прошлогоднего автомарафона Дакар сошел с дистанции из-за проблем с машиной

Участники самого знаменитого автомобильного супермарафона в мире, который давно уже называется просто «Дакар», перевалили через экватор.

Не в буквальном смысле, конечно: гонка вновь проходит только по территории Южной Америки, причем от самого экватора достаточно далеко. Просто половину пути прошли-проехали – и теперь началось самое интересное. Об этом – в обзоре «МК».

Спору нет: отмена этапа несколько дней назад из-за закрытия властями горного перевала — это более оптимистичная причина, чем та, по которой «Дакар» неоднократно закрывали в Северной Африке. Несколько лет назад, напомним, ралли-рейд вообще не состоялся из-за атаки мавританских террористов на туристическую группу из Франции. Тогда погибли люди, а руководство гонки не без влияния властей Франции отменило «Дакар» вообще. С тех пор самая романтичная (хотя кому как) автомобильная тусовка перебазировалась в Южную Америку, где теперь и разыгрывает самый престижный приз.

Из-за вышеупомянутой отмены участники получили целых два дня отдыха подряд вместо одного — неслыханная роскошь для подобных соревнований, где принято считать каждую копейку. В Чили весь караван переехал на следующий день, и на родине Аугусто Пиночета был в спешном порядке организован кольцевой спецучасток длиной 444 километра вокруг Копьяпо — именно этот город принято считать последним бивуаком перед страшной пустыней Атакама.

Говорят, что не Чили, а именно Перу — проблема для грузовиков и особенно для джипов и двухколесных средств передвижения. Кто навалил в эту часть Америки столько камней — загадка даже для палеогляциологов, специалистов, занимающихся древними сходами ледников!

Пока же теряет свои привычные позиции Россия. А ведь для нас так уверенно начинался «Дакар»: Леонид Новицкий вошел в историю гонки как первый победитель самой большой страны на свете в классе внедорожных автомобилей. Но потом удача будто отвернулась — в классе грузовиков, нашем вроде бы любимом, Iveco голландца Герарда де Роя уже получил часовой гандикап перед российским «КамАЗом». Эдуард Николаев получил дисквалификацию, а ставший лидером команды из Набережных Челнов Андрей Каргинов еще не столь опытен. Да, пилоту уже 35 лет, но что это за возраст для подобных соревнований? Как правило, молодежь раскрывает свой талант в бескузовных классах машин. Здесь — другой расклад. Пустыня, тряска и битва за выживание. На этом фоне у де Роя-младшего есть только один конкурент — наш старый знакомый Карел Лопрайс из чешской Tatra. Между соперниками менее получаса пыльной гонки, а это фактически ничто.

Великий при жизни француз Сирил Депре на этапе в вышеупомянутом Копьяпо потерял целых две минуты в зачете мотоциклистов: испанец Марк Кома смириться с нынешним положением вещей не согласился. Аналитики предсказывали, что борьба в этом сегменте «Дакара» будет отличаться особой остротой. По сути так и есть: Кома и Депре не отпускают друг друга далеко...

Еще один француз Стефан Петрансель лидирует в зачете легковых внедорожников. Он затаился подобно лису — не гонит, но и не отстает на отдельных этапах слишком сильно. А вот катарец Нассер Аль-Аттия — прошлогодний победитель в классе внедорожников — вынужден был сняться с гонки: автомобиль его на сей раз подвел.

Вот такой он коварный, «Дакар-2012». Как, впрочем, и всегда. А потому предсказывать сейчас возможных победителей не будем — дело это неблагодарное...

ПОЧЕМУ ЧЕХ УСНУЛ ЗА РУЛЕМ?

Девятый гоночный день на «Дакаре» отметился невиданным происшествием. Уснул за рулем и едва не отправил на тот свет себя и товарищей водитель грузовика Tatra.

Возглавлял экипаж опытный чех Алеш Лопрайс, поэтому инцидент вначале вызвал удивление: как такое могло произойти на ралли, где люди всю дистанцию сохраняют предельную концентрацию? Но гонщик «КамАЗа» Артур Ардавичус, ехавший следом и первым поспешивший на помощь соперникам, объяснил случившееся: за рулем в тот момент находился механик грузовика, а не Лопрайс.

Чем была вызвана перестановка — непонятно. Чехи молчат. Но факт остается фактом: механик, по всей вероятности, не спал ночь накануне, провозившись с неполадками, — и вот результат. Tatra перевернулась несколько раз и застыла на обочине колесами вверх.

Ардавичус описывает коллизию: «Мы были уверены, что будут погибшие. К счастью, опасения не подтвердились. Но я видел механика, который был за рулем: море крови, открытая травма черепа... С Лопрайсом я разговаривал: он в сознании...» Раллисты были отправлены в госпиталь вертолетом: «Дакар» для них закончен.

Таким образом, наш экипаж автоматически передвинулся на 3-е место в общем зачете грузовиков, уступая больше часа голландцу Герарду де Рою на Iveco и 47 минут его товарищу и земляку Хансу Стейси. Еще один российский экипаж (пилот Айрат Мардеев) снялся с «Дакара» из-за поломки силового агрегата...

Дмитрий Любимов, фото www.dakar.com, Московский Комсомолец