Небольшое совещание судей – и все трое судей нашему парню присуждают досрочную победу! Зал ревет, а казавшаяся застывшей фарфоровой куколкой соседка-японка хлопает крышкой ноутбука с такой досадой, что, наверное, пришлось заказывать новый.
А нашего героя ведут на долгий, почти бесконечный допинг-контроль. Дзюдо отличается от других единоборств тем, что человек соревнуется всего один день, но каково это испытание? Ты можешь хорошо знать слабые места своих соперников, но они все разные и их – пятеро! Скоротечность поединка сама по себе как японская философия, как горстка риса, в конце концов. Но уместить такой день в голове, осознать его через час после того, как судья на татами поднял вверх твою руку – может только дзюдоист-чемпион. Вы знаете, друзья, а он ведь ни разу не сказал избитой спортсменской фразы «Я до сих пор не верю, что я выиграл Олимпийские игры». И поэтому Арсен Галстян, уроженец Нагорного Карабаха, ныне представляющий два региона, Адыгею и Краснодарский край, заслуживает особого уважения. И пусть уже растиражированную цитату все равно не могу не повторить: «Посвящаю победу родным, стране и городу Крымску. Потому что это мои родные, моя страна. И пусть туда, куда приходила беда, надеюсь, придет и немного радости от моей победы…»
В атмосфере бурного котла, к которому примешивается карнавал по случаю победы 48-килограммовой бразильянки Менежес, разговариваю с личным, и главное - первым тренером дзюдоиста Игорем Романовым.
- И каково это, быть тренером первого в стране олимпийского чемпиона 2012 года?
- Напряжение было только в борьбе. А сейчас все внутри успокоилось. Сегодня, конечно, все встречи были тяжелыми, но ковер был на нашей стороне, вы же видите, насколько судьи были единодушны. А мы знаем и противоположные случаи. Но сегодня Арсен был лучшим!
- После жеребьевки все расчеты сводились к тому, сколь долго мы избежим японцев. А ваш подопечный легко положил его на лопатки.
- Японец и его тренер хорошо знают нас, я и Арсен отлично знаем их. Все очень просто.
- Серьезно? И какой баланс побед-поражений во встречах?
- Три-два. Последние две наши, а первые три на стороне родоначальников дзюдо.
- А вы давно вместе работаете?
- С самого начала. С прошлого века, в буквальном смысле этого слова. Уже 14-й год идет. В 97-м году были первые попытки, а уже в 98-м мы приступили к соревнованиям. Стал понятно, что это хороший материал, с которым нужно работать и который растить. Пока не достигнешь вершины. Хорошо помню время когда Арсен весил 26 килограммов и ростом был метр 25. Мне еще прислали диплом с одной его детской победы, я храню…
А ведь в медальных прогнозах возможной победе Галстяна отводилась не самая главная роль. Чаще говорят о претенденте, которому еще выступать, а потому оставим в покое его имя. Итальянец Эцио Гамба, выигравший 32 года назад Игры XX Олимпиады в Москве, год назад сказал утвердительно: в Лондоне идем на 4 награды, ставим целью золотые. Эцио не критиковал на просторах бумажных и сетевых изданий только ленивый: межолимпийские результаты, включая чемпионат мира, не дотягивали до обещанного. И вот, «золото» первого дня это как импульс для партнеров и хороший пинок под зад для тех, кто забыл, за чем пожаловал на Британские острова.
- Поздравляю от всей души. Еще и с тем, что испытание пройдено, и же завтра можно отдыхать и даже Лондон посмотреть! – наконец настала минута, когда смертельно уставший от татами и еще слишком пристального внимания делегации готов уделить время «МК».
- Спасибо. Я здесь остаюсь как все мы – до окончания турнира дзюдоистов и дзюдоисток. И я все по-прежнему буду ходить в зал в Экселе, теперь чтобы побыть с товарищами, пока за награды борются они. Возможно, что-то успею в этом городе посмотреть.
- Арсен, а ведь именно вам приписывают слова, что за время работы с Гамбой именно сейчас российская команда на редкость сплоченная! А что, раньше была менее крепкая?
- Я говорил, или товарищи по сборной, не суть важно. Все поменялось. А чего не было? Просто одного человека, который изменил всё. Да, он великий человек, сам – олимпийский чемпион, профессионал в тренерском деле не первый год. Но просто сам по себе он очень хороший человек. Думаю, это в большей степени влияло на команду, чем его известность, былые заслуги. Его план, долгая-долгая подготовка сработали. Вы поймите, мы 300 дней в году либо на сборах, либо на соревнованиях, в плотном графике, но все на высшем уровне.
- А ведь говорят, что олимпийский чемпион по определению плохим человеком быть ну никак не может! А вы похожи на Эцио Гамбу?
- Теперь я очень на это надеюсь (смеется и машинально берет в руки золотую медаль) .А с Гамбой в чем-то, наверное, есть схожесть. Благодаря ему что-то во мне изменилось, что-то с мировоззрением произошло. Дзюдо этому способствует, но итальянский тренер скрепил, атмосферу сделал. Да крепкую семью он сделал!
- Вам ведь только 24-й год пошел. Юниорский возраст до 23-х, но вы во взрослой команде уже давно. И вообще, столько испытаний меньше чем за четверть века. И вы с честью их прошли! Сейчас вот можете сказать себе: да, все хорошо?
- Да, я пережил и войну, и отъезд из родного края, и постоянные перелеты-переезды, сложные ситуации у родителей – с трудоустройством, другие проблемы. Но я был мал, поэтому пережил это легче. И сейчас думаю, что все идет к лучшему, надо идти вперед и смотреть на жизнь добрым взглядом.