Признаться, итоги первого рабочего дня 125-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) немного расстроили.
Не потому, что не испытываю симпатий к Токио, победившему в споре за право провести Игры-2020: просто с 1993 (!) года автору этих строк удавалось предсказать итоги выборов всех летних олимпийских столиц. Начиная с Сиднея-2000 и заканчивая Рио-де-Жанейро-2016. На сей раз не удалось: в субботнем номере «МК» мы отдали предпочтение Стамбулу, но слишком сильной оказалась японская заявка.
Согласно жеребьевке первым с презентацией выступил древний Константинополь-Стамбул. Впечатляюще смотрелась делегация заявочного комитета, которую усилил лично турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Обращаясь к главе МОК Жаку Рогге, он лишний раз подчеркнул, что специально проделал долгий путь из Санкт-Петербурга, где проходил саммит «Большой двадцатки», в Буэнос-Айрес. По опыту прошлых лет мы знали, что присутствие высших лиц государств склоняет чашу симпатий членов МОК на сторону того или иного кандидата. Тони Блэр, Владимир Путин — яркие тому примеры.
Короткое обращение г-н Эрдоган построил на любви к спорту и всему человечеству. Другие спикеры, среди которых были мэр города, глава заявочного комитета, профильный министр и турецкие атлеты, сыграли на традициях Стамбула, его уникальном месторасположении на стыке двух культур, стремительном развитии спорта в регионе и опыте проведения крупных международных стартов. А фильм, в котором мальчик и девочка запустили воздушного змея с логотипом Олимпийских игр, мог растрогать даже самых бездушных чиновников. Потом был диалог: предсказуемо в нем поднимались вопросы безопасности и транспортных проблем города. Делегация ответила на них четко и уверенно.
Впрочем, эта часть была омрачена конфузом со стороны оргкомитета самой сессии. У Жака Рогге отказал... стационарный микрофон, президент отчаянно нажимал на кнопку, но все без толку. Возникла трехминутная заминка, и работа была возобновлена лишь после того, как бельгийцу принесли портативный звукоусилитель.
Япония выступила следом. Это была по-восточному трогательная заявка, в которой делегация не забыла о гарантиях безопасности, финансовой стабильности, безотказности транспортной системы. Кроме того, японцы сыграли на чистоте города, которой (как бы между строк) не смогут достичь ни Стамбул, ни Мадрид. Более того, делегаты напирали на модернизацию уже построенных объектов и создание новых и суперсовременных. Члены МОК обратились с вопросами, среди которых основным стала проблема радиационной безопасности, связанной с аварией на АЭС «Фукусима». Это было единственное слабое звено города-кандидата, но заявочный комитет ответил уверенно: гостям Игр бояться будет нечего. Даже сейсмической активности, с учетом которой в Токио строится абсолютно все.
Больше всех не повезло выступавшим последними испанцам. Как ни жестикулировала руками мэр города, своими эмоциями, кажется, побившая рекорды главных ораторов этого мира, как ни улыбался мачо Пау Газоль, двукратный чемпион мира по баскетболу и звезда НБА! Во время презентации возникли проблемы с электропитанием. Картинка в Интернете на официальном сайте МОК погасла, и появилась бегущая строка: «По причине сильного ливня в презентации заявки Мадрида объявлена вынужденная пауза. Приносим свои извинения и гарантируем, что форс-мажор не повлияет на шансы заявки испанского кандидата». Но это как в известном анекдоте: «Ложки-то нашлись, но осадок остался...»
Испанцы намекали на дешевизну Игр (1,9 млрд евро), на то, что Испания ни разу не принимала ОИ (Барселона-1992 не в счет, потому что это, мол, Каталония). В ролике 3D доходчиво объяснили, что Игры будут компактными и расстояние между объектами измеряется двумя-тремя километрами.
Когда технические проблемы аргентинцы все же решили, президиум подсчитал голоса. Оказалось, что Мадрид и Стамбул набрали поровну, а Токио ушел в отрыв. По итогам повторного голосования (делегатам на размышление дали немного времени) испанская столица была отсеяна.
Второй тур длился недолго. Уверенная в себе Азия боролась с двумя частями света — Западом и Востоком и уверенно победила. После финального просмотра фрагментов фильмов кандидатов Жак Рогге достал табличку с надписью «Токио».
Ликование и триумф — так японцы отреагировали на вердикт Международного олимпийского комитета. Премьер страны Синдзо Абе заявил, что благодарен мировому сообществу за доверие Стране восходящего солнца. «Даже самые дерзкие мечты становятся явью, если приложить общие усилия и верить», — сказал он.
Так, Токио пополнит список городов, которым предстоит провести летние Игры во второй раз. Японская столица принимала их в далеком 1964 году: в 2020 году с того времени пройдет 56 лет. Хороший повод повторить!
Ну а что касается Стамбула, мало сомнений в том, что если город не опустит руки и подаст заявку в шестой раз, симпатии МОК окажутся на его стороне. Тем более ротация континентов сложится в пользу Европы. Но к этой теме мы вернемся через 4 года.