Череда террористических актов, в которых обвиняют «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещенная в РФ - ред.) и курдских боевиков, а также объясняют дипломатической ссорой Турции и России, наносит мощные удары по турецкой туристической индустрии, которая была светлым пятном на фоне замедляющейся экономики этой страны.
Бронирование билетов на это лето снизилось на 40% по сравнению с предыдущим, а показатель заполняемости гостиниц уменьшился более чем наполовину, о чем свидетельствует отраслевая статистика. Сотни отелей, гостевых домов и модных гостинично-развлекательных комплексов выставлены на продажу.
И конца этим потрясениям не видно. В субботу на переполненной покупателями торговой улице Стамбула прогремел очередной взрыв, унесший жизни четверых иностранцев. В теракте обвинили «Исламское государство».
«Мы даже подумать не могли о такой ужасной ситуации, — сказал 35-летний хозяин трехзвездочной гостиницы в Анталии Бора Адали (Bora Adali), выставивший ее на продажу. — Нам грозит мощный кризис, и масштабы этого кризиса мы пока не осознаем».
Туристический сектор Турции в последние годы стремительно развивался и процветал, чему в немалой степени способствовал наплыв российских туристов, стремившихся попасть на турецкие средиземноморские пляжи. А людей из западных стран и арабов Турция привлекала своей стабильностью, выгодно отличаясь от других стран региона, потрясенных событиями арабской весны.
На долю туристической отрасли приходится более 4% турецкого валового внутреннего продукта, а занято в ней более одного миллиона человек, или около 7% трудоспособного населения, о чем свидетельствуют данные правительственной статистики.
Доходы от туризма в период с 2001 по 2014 годы утроились, достигнув рекордного показателя в 34,3 миллиарда долларов. В 2012 году Стамбул вошел в первую мировую пятерку самых популярных туристических мест, о чем свидетельствует индекс MasterCard.
Бора Адали восемь лет извлекал выгоду из этого роста. Его гостиницу на 43 номера в приморском городе Белек, где президент Реджеп Тайип Эрдоган проводил в ноябре саммит Группы 20, часто заполняли туристы из России.
Но спустя пару недель после саммита турецкая авиация сбила российский самолет, летевший вдоль турецко-сирийской границы и, по словам Анкары, нарушивший ее воздушное пространство. Москва это отрицает, и в ответ ввела против Анкары торговое эмбарго, а также по сути дела наложила запрет на туристические поездки россиян в Турцию. Ежегодно Турцию посещали около четырех миллионов россиян, и это была вторая по численности группа после Германии.
Турецкие отели и туристический бизнес могли бы пережить санкционные действия России. Однако серия терактов с участием смертников отпугнула от Турции более широкий поток туристов из Европы.
Прошлой осенью на мирном митинге в Анкаре в результате двойного взрыва погибли более 100 человек. В теракте обвинили «Исламское государство». В январе террорист-смертник из «Исламского государства» убил десяток немецких туристов в Стамбуле возле Голубой мечети, являющейся одной из самых популярных достопримечательностей этого города.
За последний месяц было взорвано два автомобиля со взрывчаткой, в результате чего погибли десятки людей. Оба взрыва были связаны с действиями курдских боевиков, и это стало сигналом о том, что повстанческое движение курдов меняет многолетнюю тактику действий в своей борьбе, переходя к атакам на населенные пункты и гражданское население вместо боевых действий против военных в сельской местности на юго-востоке страны.
Правительство провело несколько операций в населенных преимущественно курдами районах на юго-востоке Турции, пытаясь уничтожить курдских сепаратистов. Среди прочего военные действуют в таких районах, как Мардин и Диярбакыр, где до недавнего времени процветал туризм.
Власти пытаются поддержать эту отрасль, в которой в последние месяцы на продажу выставлено более 2 000 обслуживающих туристов объектов.
В феврале государство объявило план поддержки туристической индустрии, предусматривающий выделение 190 миллионов долларов в виде прямых грантов и реструктуризации долгов, а также предоставление кредитных гарантий местным туристическим агентствам и денежных бонусов авиалиниям на некоторых рейсах.
«Турция — это ваш дом, — заявил премьер-министр Ахмет Давутоглу, объявляя об этом плане. — Вы можете спокойно приезжать в нашу прекрасную и безопасную страну».
Но туристические компании ожидают новых трудностей и убытков. Немецкая туристическая ассоциация и крупнейший в мире туроператор TUI заявляют, что продажи путевок на летний сезон в Турцию сократились на 40% по сравнению с прошлым годом.
«Привлекательность Турции как открытого общества, где обеспечена безопасность, разорвана в клочья, — сказал аналитик по Турции Энтони Скиннер, работающий в британской консалтинговой фирме по оценке политических рисков Verisk Maplecroft. — Чтобы возродить туризм, нужно определенно нечто большее, нежели просто план действий».
Туризм в последние годы был одним из немногих светлых пятен в турецкой экономике, где рост замедлился до 3%, хотя в предыдущем десятилетии он составлял в среднем 5%.
Но в прошлом году доходы впервые с 2010 года сократились, и спад составил 8% до уровня 31,5 миллиарда долларов. В январе доходы от туризма сокращались еще быстрее, упав на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, о чем свидетельствуют опубликованные 10 марта данные Центробанка.
Сокращение числа туристов может еще больше увеличить дефицит текущего счета в Турции, так как туризм — это ключевой источник валютных поступлений. «Усиление террористических атак и их негативные последствия для доходов туристической отрасли в текущем году стали главной проблемой во внешнем балансе Турции», — сказал экономист из J. P. Morgan Chase Co Яркин Джебеджи.
Владелец отеля в Белеке Адали после продажи гостиницы не намерен вкладывать деньги в туристическую отрасль.
«У этого сектора нет будущего, — сказал он. — Я родился и вырос в Анталии, у нас была война в Персидском заливе, но даже тогда не было таких трудностей».
The Wall Street Journal, Елиз Кандемир, Эмре Пекер