В Турции началась работа по сборке опытного образца истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental), также имеющего название "Национальный боевой самолет" (Milli Muharip Ucak, MMU).
Об этом сообщил 23 ноября в "Твиттере" глава Департамента оборонной промышленности Турции Исмаил Демир
"Начат монтаж фюзеляжа и крыла прототипа самолета, который планируется вывести из ангара 18 марта 2023 года", - написал он.
Сборка ведется на мощностях разработавшей самолет компании "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI) в Анкаре.
TAI опубликовала видеоролик, кадры которого демонстрируют сборку самолета.
Согласно видео, первый опытный образец на данный момент включает полностью собранный фюзеляж и пристыкованное к нему крыло. Два двигателя еще не установлены на самолете, так же, как и наклоненные наружу вертикальные хвостовые кили и горизонтальные стабилизаторы. Хотя фонарь кабины экипажа уже интегрирован, очевидно, что сама кабина еще не оснащена бортовой авионикой и катапультным креслом.
TF-X / MMU несколько меньше американского истребителя 5-го поколения F-22 "Раптор" (Raptor), но больше F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II) или JSF (Joint Strike Fighter). По некоторым данным, его длина составит 21 метр, размах крыла - 14 метров (по другим данным, 19 метров и 12 метров). Предполагается, что турецкий истребитель не будет обеспечен малозаметностью в той же степени, что и американские аналоги.
Как напоминает информационно-аналитическая группа "Джейнс" (Janes), видеоролик TAI появился спустя четыре месяца после того, как президент и генеральный директор компании Темель Котиль проинформировал оборонные СМИ о предполагаемых датах завершения сборки и первого полета самолета. Обе эти даты запланированы на 18 марта, годовщину победы Турции в битве на полуострове Галлиполи; но окончание сборки - в 2023 году, а первый полет - в 2025 году.
Хотя TF-X / MMU разрабатывается Турцией при содействии Великобритании - к проекту привлечены 100 специалистов компании "БАе Системз" (BAE Systems) - его в значительной степени можно считать, национальным проектом, целью которого является полностью турецкое производство, отметил Котил. Он добавил, что TAI практически с нуля создала конструкцию, различные технологии и мощности для производства истребителя.
Компания уже получила два двигателя F110 компании "Дженерал Электрик" (General Electric), которые установят на опытный образец TF-X, но, как ожидается, турецкая "ТиАр-Мотор" (TR Motor) разработает отечественную силовую установку для серийных самолетов, поставки которых ожидаются с 2028 года. Радиолокационную станцию (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) создает для TF-X / MMU турецкая компания "Аселсан" (Aselsan).
Программа TF-X / MMU стартовала в 2010 году. Работа по концептуальному проектированию нового самолета проводилась в период с 2011 по 2013 год, после чего полномасштабная разработка началась в 2016 году.
Как отмечает портал "Драйв" (The Drive), на момент начала работы над TF-X / MMU потребность турецких ВВС в национального истребителе пятого поколения не стояла достаточно остро. Будучи партнером третьего уровня в программе JSF, Турция планировала приобрести 100 самолетов F-35A, причем большее количество самолетов F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, вероятно, предназначалось для турецких ВМС.
Однако в 2019 году Турция была исключена из американской программы после того, как не согласилась отказаться от планов закупки российских систем ПВО С-400.
Потеря запланированных самолетов F-35 делает программу TF-X / MMU невероятно важной для Анкары при том, что это влечет за собой другие, связанные с ней проблемы. Как известно, Турция выбрала семейство F110 с форсажной камерой сгорания компании "Дженерал Электрик", в частности, F110-GE-129 или F110-GE-132 для оснащения TF-X / MMU, но из-за разрыва американо-турецких отношений в целом на некоторое время эта перспектива стала казаться более отдаленной. В последнее время в отношениях появились признаки улучшения, включая разговоры о возможной продаже F-16. Но нет гарантии, что Вашингтон поддержит в конечном итоге поставку силовой установки, так же, как и одобрит сделку по F-16.
Если же Анкара будет надеяться на двигатель национальной разработки, время, которое потребуется для подготовки такой силовой установки, означает, что она вряд ли будет доступна раньше 2038 года.
В свое время планировалось, что F-35A сначала заменят устаревающие истребители Турции F-4E-2020 "Терминатор", а затем пополнят вновь созданные истребительные эскадрильи. В результате F-16 предполагалось в последующем заменить новыми TF-X. Поскольку F-35 внезапно был исключен из этих планов, Турция искала способы увеличить количество F-16 которые могли бы стать временной мерой до тех пор, пока TF-X не будет принят на вооружение в большом количестве. Но напряженные отношения между Анкарой и Вашингтоном означают, что нет никакой уверенности в том, что такая сделка состоится. Получается, что будущее турецких ВВС в значительной степени зависит от успеха TF-X. Но пока неясно, сможет ли эта программа обеспечить потребности Турции в большом парке истребителей, особенно, в те сроки, которые были определены.