Я удивился, когда меня пригласил на встречу один британский дипломат. Он работает офисе пресс-службы, недавно открытом Министерством иностранных дел Великобритании в Дубае для более быстрого и эффективного взаимодействия с арабской прессой.
С чего бы решил человек, в обязанности которого входит развивать отношения с арабской прессой и разъяснять позицию Великобритании по событиям, происходящим в регионе, приехать в Турцию и встретиться с турецким журналистом?
Встреча эта состоялась три года назад. Тогда я в первую очередь спросил у британского дипломата, что заставило его приехать и встретиться с турецким журналистом? Его ответ был впечатляющим: «В последнее время все ближневосточные политики, бизнесмены, журналисты и простые люди, с которыми нам доводилось общаться, с похвалой отзываются о блестящем подъеме Турции. Мне захотелось своими глазами увидеть эту страну, завораживающую всех в регионе, понять, как ей удалось сменить свой имидж, долгое время остававшийся отрицательным, на столь положительный».
Именно такую картину видят своими глазами все, посещавшие регион. Во всех странах по нескольким каналам идут турецкие сериалы; Турцию посещает рекордное число туристов из арабских стран; представители интеллигенции, бизнесмены, общественные организации устанавливают контакты друг с другом; растет интерес к курсам турецкого языка; арабоязычные СМИ постоянно говорят о подъеме Турции; президенту Гюлю, премьер-министру Эрдогану и министру иностранных дел Давутоглу везде оказывают теплый прием; многие люди в различных странах от Марокко до Ирана рассматривают Турцию в качестве образца для подражания. Эта бьющая ключом симпатия, проявлявшаяся как на уровне простых людей, так и на уровне правительств, находила подтверждение и во всех местных и международных опросах общественного мнения. Турция, вне всяких сомнений, была звездой региона.
«Арабская весна», оказавшая значительное влияние на все страны как внутри региона, так и за его пределами, потрясшая устоявшиеся связи, поначалу тоже способствовала положительному имиджу Турции. Многие из лидеров, появившихся на сцене и получивших поддержку широких слоёв общества в ходе этого процесса, заявили миру о своём намерении ориентироваться на турецкую модель. Особенную симпатию турецкий подход получил у жителей Туниса и Египта. Ливия, несмотря на краткий период стагнации, смогла преодолеть проблемы ещё на начальном этапе благодаря быстрой адаптации к новым условиям и непродолжительности кризиса. Однако сирийская фаза «Арабской весны» не только уничтожила на корню наши отношения с этой страной. Начал разрушаться положительный образ Турции на Ближнем Востоке. Результаты последнего исследования «Имидж Турции на Ближнем Востоке», которое Турецкий фонд социальных и экономических исследований (TESEV) проводит ежегодно, говорят о том, что популярность Турции начала снижаться, в то время как исследования предыдущих лет неизменно показывали рост.
По данным исследований, проведенных в августе в 16 странах Ближнего Востока, в 2011 году положительное мнение о Турции выражали 78% респондентов. В настоящее время этот показатель снизился до 69%. За исключением стран Персидского залива, где рейтинг Турции вырос на 1%, во всех странах наблюдается снижение числа положительных отзывов. За последний год число сочувствующих Турции снизилось в Египте с 86% до 84%; в Ливане с 78% до 63%; в Палестине с 89% до 77%, в Сирии с 44% до 28%, в Иране с 71% до 59%, в Ираке с 74% до 55%, и в Тунисе с 91% до 80%.Важно то, что, за исключением Сирии и Ирака, процент людей, воспринимающих Турцию в качестве дружественного государства, всё ещё высок, а также то, что Турция выступает в качестве наиболее важного источника положительных изменений в регионе. Однако результаты исследования свидетельствуют о том, что лишь 52% опрошенных поддерживают политику, проводимую Турцией в сирийском кризисе. При этом 36% респондентов прямо называют эту политику ошибочной. Число тех, кто разделяет мнение о том, что влияние Турции в регионе растёт, снизилось с 70% до 61%. Если раньше рассматривать Турцию в качестве модели развития Ближнего Востока были готовы 61% опрошенных, то сейчас их число снизилось до 53%.
Оставаться на вершине сложнее, чем подняться на неё. В настоящее время мы находимся на пороге опасного, с точки зрения сохранения созданного положительного имиджа, надлома. Как рост позитивного восприятия Турции имел положительные последствия для широкого круга людей — от актеров турецких сериалов до простых граждан, общающихся с арабскими туристами на площади Таксим или в Анталье, — так и рост негатива в отношении Турции затрагивает всех, а не только правительство Партии справедливости и развития. Соответственно, чтобы Турция не осталась в одиночестве из-за политики, которую она проводит в Сирии, необходимо понять суть вызываемых многочисленными факторами проблем, существующих в отношениях между нами и арабским миром, и принять соответствующие меры. Об этом я поговорю в одной из своих будущих статей.