Один американский политик, определяя значимость Турции ее способностью влиять на ряд проблем и территорий, заметил, что, не считая Китая, Турция является самым важным государством в мировой политике.
Хотя это и не отражает в полной мере отношения американской общественности к Турции, нет сомнений в том, что президент США Барак Обама и Хиллари Клинтон, занимавшая в течение его первого президентского срока пост госсекретаря США, придерживались именно такого подхода к Турции. Определяющее значение для этого имело решение Турции разрешить НАТО установку РЛС в Кюреджике. Это решение оказалось столь значимым, что на смену разговорам о переориентации Турции на запад пришли разговоры о золотой эре в турецко-американских отношениях.
По мнению одного турецкого эксперта в Вашингтоне, тот факт, что Обама назначил на ключевые посты протурецки настроенные политические фигуры, является исторической возможностью. «Сомневаюсь, что Турции когда-либо ещё выпадет подобная золотая эра. Однако смогли ли мы использовать существующий конструктивный подход в сфере дипломатических и экономических отношений – вопрос спорный», — заявил эксперт.
В настоящее время США представляет собой мировую державу, которая борется с рядом серьёзных внутренних проблем и в то же время вынуждена обращать внимание на международные вопросы. В отличие от некоторых спорных тем, Турция не является в Вашингтоне постоянным предметом для обсуждения. Антиамериканские настроения в Турции не претерпели особых изменений с тех пор, как Обама стал президентом, а имидж Турции в глазах американской общественности и СМИ, к сожалению, все так же не очень положителен. Мысль о том, что Турция движется в направлении авторитарного исламского режима, привлекает всё большее внимание. Нападение на американское посольство в Анкаре, хоть оно и было организовано маргинальной левой организацией, также могло поспособствовать формированию негативного образа Турции в Америке.
Принимая во внимание существующие критически важные вопросы внешней политики, Анкара возлагает большие надежды на администрацию Обамы. Однако Вашингтон сейчас предпочитает сконцентрироваться на внутренней политике. По мнению американского политика, хорошо знакомого в том числе и с двусторонними отношениями, в ближайшие полгода внимание Обамы будет сконцентрировано на следующих трех проблемах: бюджет, иммиграция и контроль над оружием. Только в том случае, если ему удастся достичь успеха в этих трёх сферах, Обама сможет уделить больше внимания вопросам внешней политики. Но даже в этом случае не стоит забывать, что наиболее приоритетным регионом для администрации Обамы является скорее азиатско-тихоокеанский, нежели ближневосточный. В настоящее время на Ближнем Востоке существуют три проблемы, занимающие второе место во внешнеполитической повестке дня: Иран, Сирия и Египет. По мнению многих экспертов, в этом году наиболее важной проблемой является Сирия. Однако такой подход всё же не подразумевает непосредственного вмешательства США.
Несмотря на конструктивную атмосферу отношений и частые контакты на всех уровнях, появляются некоторые сигналы, поднимающие вопрос о качестве связи между властями двух стран. Анкара ожидала, что после президентских выборов администрация Обамы предпримет серьёзные меры в отношении сирийской проблемы. Но Вашингтон, похоже, не намерен предпринимать шагов в этом направлении. Разумеется, эти различия во взглядах и подходах имеют далеко идущие гуманитарные и стратегические последствия.
В Анкаре также надеялись, что после переизбрания Обама проявит большую инициативу в деле разрешения палестинской проблемы и примет на себя роль посредника в турецко-израильских отношениях, переживающих период разлада. Проблемы, имевшие место в отношениях между Обамой и Нетаньяху, не отражали традиционную модель отношений между Израилем и США. Позиция Обамы во время бомбардировок в Газе и голосования по Палестине вызвала разочарование. Разве не являются недавние ремарки американского посланника в Анкаре Фрэнсиса Рикардоне относительно судебной системы Турции наглядным примером того, что между властями двух стран существует взаимное непонимание? Резюмируя, можно сказать, что атмосфера, потенциал и частота контактов между двумя странами говорят о том, что отношения между США и Турцией вполне конструктивны. Однако было бы очень полезно проверить качество контактов между Анкарой и Вашингтоном, в то время как ряд проблем, таких как кризисы в Сирии, Ираке и Иране, требуют своего разрешения.