Нарушение границы или предвыборный манёвр?

| Аслы Айдынташбаш

На прошлой неделе в дипломатических кругах обсуждалась возможная воздушная операция Турции против сил Аль-Каиды на сирийско-турецкой границе. Атака на сирийский самолёт подтвердило предчувствие, что в преддверии выборов, это может произойти.

То ли вчерашний инцидент «предвыборный манёвр» - как это часто любит говорить лидер партии Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, то ли Сирия решила проверить Анкару на прочность? Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разобраться, что же это было на самом деле...

По сообщениям Вооружённых сил Турции сирийский самолёт нарушил границу. До этого инцидента сирийские самолёты Миг-23 подлетали к турецкой границе, однако турецкие истребители F-16 во время их обнаруживали и отбрасывали назад. По информации Генерального штаба в воскресенье было сделано подобное предупреждение двум сирийским истребителям, однако один самолёт это предупреждение проигнорировал. Два года назад Сирия без предупреждения нанесла удар по турецкому самолёту F-4 в средиземноморских водах.

С юридической точки зрения во вчерашнем инциденте Турция права. Только нам наверняка, не узнать, были ли даны инструкции правительством руководству Вооружённых сил Турции именно так поступить с сирийским самолётом. Я не думаю, что Анкара могла совершить подобное с расчетом влияния инцидента на выборы. Правда лишь в том, что на Ближнем Востоке, лидеры, участвующие в выборах в качестве «главнокомандующих победителей», на порядок обходят всех остальных кандидатов. Самый лучший пример похожего поведения – Израиль. Израильтяне любят применять на практике подобные предвыборные технологии. Как раз перед пятью из семи последних выборов в Израиле проводились большие военные операции. Это не значит, что конфликт с Хамасом, это заранее тайно обговорённая и обыгранная ракетная мизансцена. Но политические лидеры, почему-то именно перед выборами в вопросах безопасности становятся более жёсткими и бескомпромиссными.

Что говорит мир

Сразу проясню ситуацию. Сбитый сирийский самолёт не вызовет столь бурной реакции, сколько вызвала блокировка Твиттера. Тем более, что мир больше заинтересован проблемами Украины и пытается забыть о Сирии. Я полагаю, что ни со стороны НАТО, ни со стороны западных стран(не считая парочку высказываний), больше ожидать каких-то высказываний в пользу Турции ожидать не стоит.

Почему? Во-первых, международное сообщество не хочет ни коим образом видеть военные столкновения в Сирии. Во-вторых, после событий в парке «Гези» репутация Эрдогана на западе так сильно упала, что, возможно, последний инцидент на границе они встретят настороженно и расценят его как предвыборную уловку Эрдогана.

Премьер-министр, закрыв Твиттер, нанёс невообразимый ущерб не только стране, но и себе. Теперь в мире его воспринимают как самодержца, запугивающего, «травящего слезоточивым газом» борцов за свободу и подавляющего народ запретами. Как печально!

То, что для одной части общества Эрдоган популярный лидер, не меняет восприятие того, что он выстроил «авторитарный режим». Наверное, поэтому даже народ, собравшийся в поддержку Партии справедливости и развития в Еникапы, не может изменить того, что премьер-министр оказался не на той стороне истории.