The Economist: Человек, изменивший Турцию незаметно

| The Economist

The Economist в последнем номере журнала опубликовал некролог Фетхуллаху Гюлену, подчёркивая его многолетнее влияние на турецкую политику и общество.

Издание описывает, как Гюлен, будучи в изгнании в США, создал движение «Хизмет», которое заняло ключевые позиции в различных институтах Турции — от школ до судебной системы. Его путь от союзника президента Реджепа Тайипа Эрдогана до противника, особенно после попытки переворота в 2016 году, становится центральной темой статьи. The Economist обращает внимание на амбиции Гюлена по «тихой трансформации» Турции и его роль в её политической и религиозной жизни, несмотря на жесткие преследования и обвинения в создании «государства в государстве».

Известный ученый, педагог и активист Фетхуллах Гюлен, который стремился изменить Турцию, скончался 20 октября в возрасте 83 лет.

Гюлен, долгие годы проживавший в резиденции в горах Поконо, Пенсильвания, с 1999 года находился под следствием в Турции и с 2014 года разыскивался властями. Несмотря на слухи о роскоши, Гюлен жил скромно, проводя время в небольших комнатах рядом с книгами и компьютером, через который он проповедовал миллионам своих последователей по всему миру, сообщает The Economist.

Гюлен начал свою деятельность в качестве проповедника в 1970-х годах, создавая школы для бедных детей, где образование сочеталось с религиозными и научными знаниями. С течением времени его школа превратилась в движение «Хизмет» («служение»), пропагандирующее принципы демократии, свободных рынков и мирного сосуществования с другими конфессиями. Его последователи, которых называли «гюленистами», постепенно заняли ключевые позиции в турецкой судебной системе и полиции, что привело к утверждению, что они создали «государство в государстве».

Изначально Гюлен и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган были союзниками, но их отношения изменились в 2013 году, когда гюленисты начали расследование коррупции среди чиновников. Это вызвало конфликт, и в 2016 году последовала попытка государственного переворота, после чего Эрдоган обрушился на движение с жестокими мерами, закрыв школы и газеты «Хизмета».

Большинство турков считает Гюлена ответственным за попытку переворота и коррупционное расследование, хотя сам он отрицал свою причастность. Гюлен утверждал, что не имел возможности управлять ситуацией из Америки, где и оставался до конца своих дней, хотя часто выступал с резкой критикой Эрдогана, отмечая, что будущее Турции находится под угрозой.

Согласно The Economist, Гюлен мог бы стать для Турции лидером и наставником, однако завершил свой путь на чужбине, оставив после себя последователей и скромные воспоминания о родной стране, хранимые в коллекции образцов турецкого песка в своей комнате в Поконо.