Прошедшие 24 апреля в столице Армении Ереване памятные мероприятия, посвященные 100-летию событий 1915 года, накалили отношения между Россией и Турцией.
Негодование Анкары вызвал тот факт, что президент России Владимир Путин в своём послании, адресованном участникам прошедшего 23 апреля в Москве вечера памяти «Мир без геноцида», употребил слово «геноцид», а на следующий день, 24 апреля, лично отправился в Ереван. Также недовольство вызвало и принятое Государственной Думой заявление «Об осуждении геноцида армянского народа».
МИД Турции осудил Россию, выступив с жёстким заявлением. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что он обижен тем, что Путин сделал подобный шаг в этом направлении, и потребовал от России обратить внимание на свою собственную историю, а в качестве примера привёл ситуацию вокруг Крыма.
Среди 20 миллионов человек, которые погибли во время Первой мировой войны, были и армяне. Был ли на самом деле факт депортации и «геноцида»? Ответ на этот вопрос мы можем получить, подняв архивы всех стран, создав комиссию по вопросам истории и найдя научные доказательства. Но, хотя это еще не сделано, уже сейчас проводится основанная на неприязни политика, от которой больше всего страдает Армения. Когда вся истина налицо, становится очевидно, что неспособность проведения Анкарой правильной внешней политики привела к обострению отношений в 100-ю годовщину так называемого геноцида.
К русско-турецким отношениям добавилась еще одна проблема
Ещё один пункт прибавился к проблемным вопросам внешней политики Анкары и Москвы, уверенно стремящихся к многоплановому партнёрству, главным образом в сфере энергетики. Египет, Ирак, Северная Африка, Украина, а также Сирия остаются теми самыми хрупкими моментами в отношениях двух столиц. Так, Москва сохраняет свою обеспокоенность тем, что Анкара, пусть и неосознанно, но оказывает содействие террористическим организациям на территории Сирии. Однако тот факт, что Турция насильно посадила в Анкаре сирийский самолёт, летевший из России, а также то, что Эрдоган обвинил Москву в крушении малайзийского пассажирского самолёта на территории Украины, не смогли испортить отношения между двумя странами.
Россия не может отказаться от Армении
России выгодно проводить политику, близкую к политике Армении, в вопросе событий 1915 года, ведь одна из самых крупных военных баз России находится в Армении. Армения же гарантирует присутствие России на Кавказе. Армении нужна Россия для того, чтобы остаться в регионе, удерживая в своих руках оккупированные азербайджанские земли. Более 3 миллионов армян, проживающих в России, обладают эффективной лоббистской силой. Две взаимозависимые столицы в отношениях с третьими странами вынуждены предпочитать друг друга.
Турецкая диаспора не использовалась эффективно
На территории России работает более 3 тысяч турецких компаний, предоставляя рабочие места более чем 100 тысячам людей. Существуют такие влиятельные организации-диаспоры, как Союз российских и турецких предпринимателей (RTİB), Ассоциация российских и турецких предпринимателей «Деловое сотрудничество» (RUTİD) и Турецко-российский культурный центр. Могла быть проведена определенная работа и при содействии Посольства Турецкой Республики в Москве. Большие и малые улицы России были заполнены плакатами, отстаивающими позицию Армении, но не было ни единого заявления или хотя бы маленькой брошюры в защиту турецкой позиции. Что касается визита председателя Великого Национального Собрания Турецкой Республики Джемиля Чичека в Россию, он получился поздним и не достиг своей цели.
Настойчивость Эрдогана по вопросу Чанаккале также вызвала отрицательную реакцию. Стоит отметить, что, приглашая российского лидера в Чанаккале на празднование 24 апреля, президент Турции Эрдоган, по сути, поставил Кремль перед фактом. Ведь за день до Анкары Ереван пригласил Путина на церемонию, посвящённую так называемому геноциду, которая также была запланирована на 24 апреля. Если бы программа Чанаккале состоялась неделей раньше или в другой день, то очень велика вероятность того, что Путин принял бы в ней участие. Стоит отметить, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сделал чёткое заявление касательно визита в Ереван лишь за несколько дней до него.
Ответ на приглашение Кремля на празднования 9 мая не получен
Настойчивость Эрдогана в вопросе Чанаккале и тот факт, что он до сих пор не ответил на приглашение Кремля по случаю празднования Дня Победы 9 мая, повлияли на риторику Путина. А теперь, поскольку не были удовлетворены требования Турции, то положительный ответ касательно 9 мая может быть не получен. При этом ситуация могла развиваться и по другому сценарию. Если бы для проведения программы Чанаккале был выбран другой день, а Эрдоган принял бы приглашение на празднование 70-й годовщины победы над нацистской Германией, то Москва бы смягчила свои высказывания. Дума могла бы выразить соболезнования, не используя слова «геноцид», или же Путин, несмотря на то, что он поехал в Ереван, мог бы не называть геноцидом те трагические события.
Песков попытался смягчить ситуацию, но Медведев сделал очередное заявление
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отметил, что президент России Владимир Путин был уведомлен о реакции президента Эрдогана по поводу армянского «геноцида». Также он высказал надежду на то, что, несмотря на заявления турецкого президента, отношения между Россией и Турцией будут продолжать развиваться. Однако правительство опубликовало на официальном сайте текст соболезнований премьер-министра России Дмитрия Медведева, где также упоминается «геноцид», тем самым Кремль показал, что не сделает шага назад.
Гарантиями взаимоотношений двух стран могут служить такие крупные проекты, как атомная электростанция в Аккую и «Турецкий поток», торговый оборот, превышающий 30 миллиардов долларов, и более 4 миллионов российских туристов в Турции. Однако требуется более ответственное поведение политиков, дабы напряжение в политической сфере не отражалось на других областях, где существуют экономические проблемы.