Президент России Владимир Путин прежде чем отправиться в Нью-Йорк, где он принял участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, дал чётко понять, что Россия будет проводить операции на территории Сирии, целью которых станет террористическая организация ИГИЛ.
В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время состоявшейся в Москве 23 сентября встречи с Владимиром Путиным сообщил, что ему стало об этом известно. Тот факт, что Россия направляет в регион военные грузовые самолёты и 50 истребителей через Азербайджан, Иран и Ирак, свидетельствует о её военном вмешательстве. Стоит отметить, что для мировой общественности стало настоящим сюрпризом то, что Россия впервые вступила в войну за пределами бывшего Советского Союза.
Ожидаемую для тех, кто пристально следит за действиями России, операцию надо рассматривать как некую часть геополитической борьбы, которая продолжается через третьи страны и после окончания холодной войны. То, что НАТО под эгидой США и ЕС отталкивают Россию на задний план, а также цветные революции заставили Москву почувствовать себя в осаде. Впервые президент России продемонстрировал своё отношение к происходящему и призвал к созданию многополярного мира на Конференции по вопросам безопасности, прошедшей в 2007 году в Мюнхене.
В августе 2008 года, когда Грузия начала операцию, целью которой было присоединение к центру Южной Осетии, Владимир Путин, занимающий тогда пост премьер-министра, встретился в китайской столице Пекине с мировыми лидерами, приехавшими туда на летние Олимпийские игры. Россия ответила никем не ожидаемой операцией и вошла в Грузию, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Вторым вопросом, который привёл к углублению недоверия в вопросах безопасности между Россией и Западом, стали события, связанные с Арабской весной. Владимир Путин считает, что Москва была обманута решением о закрытии воздушного пространства в Ливии. Решение, которое послужило поводом для вторжения в Ливию, привело к свержению руководства Муаммара Каддафи и способствовало продвижению «арабской революции» в сторону Сирии. Москва, обеспокоенная этими событиями, начала модернизацию своей военно-морской базы в Тартусе, втором по величине городе Сирии. Россия оказывала поддержку руководству Башара Асада с самого первого дня, когда начался кризис, дабы Сирия не превратилась в Ливию.
В то время как на Ближнем Востоке происходили указанные выше события, на Украине, которая после завершения оранжевой революции сумела выстроить заново отношения с Россией, разгорелся политический конфликт. По мнению Кремля, недовольные руководством Виктора Януковича народные массы управлялись силами, находящимися за пределами страны, и в итоге в Киеве была произведена смена руководства. Москва сделала ещё один неожиданный шаг, одобрив решение о присоединении к России стратегического района, коим является Крым и Севастополь, и оказав поддержку сепаратистским группам в Восточной Украине. Чтобы положить конец боевым действиям на Украине, где уже погибло 8 тысяч человек, а миллион человек стали беженцами, было подписано Минское соглашение. Лидеры России, Украины, Германии и Франции, также известные как Нормандская четвёрка, дали положительную оценку саммиту, который состоялся 2 октября в Париже. Киев и Донбасс договорились отвести на 15 км от линии фронта своё вооружение калибром менее 100 миллиметров, а это прежде всего танки и минометы. Было достигнуто соглашение по укреплению органов местного самоуправления. В результате возникших войн, после раздробленной Грузии к списку мировых проблем присоединилась разделённая Украина.
Москва полагает, что западные страны не отказались от своих амбиций по осаде России. Несмотря на то, что по ядерной программе Ирана и было подписано соглашение, США не отказались от глобальной системы противоракетной обороны, что, с точки зрения Москвы, было расценено как угроза. Москва обеспокоена тем, каких пределов может достичь вакуум власти и волна событий в случае падения режима Асада. Россия, желающая, в противовес Западу, отстаивать свои интересы в Сирии подобно тому, как это было в Грузии и на Украине, спустя 4 года направила в регион свои самолёты. Москва полагает, что страны Запада используют террористические группировки в своих политических интересах. Аналогично тому, как это было в Афганистане и Ираке, в Сирии ИГИЛ стал просто поводом для вмешательства. На этот раз Москву вынудили сделать этот шаг такие обстоятельства, как присоединение к ИГИЛ более 2 тысяч боевиков из России и вероятность того, что впоследствии они вернутся в свою страну, а это создаст большую внутреннюю угрозу.
Россия утверждает, что она начала проводить воздушные операции в Сирии по просьбе легитимного правительства данной страны, кроме того, это единственная военная сила, соответствующая международному праву. Проводить операции в регионе Россия будет по крайней мере в течение 3–4 месяцев. Целью для российских военных самолётов станут, помимо ИГИЛ, «Фронт ан-Нусра» и другие террористические организации. И здесь кроется самая большая проблема. Если для России мишенью станут ещё и умеренные оппозиционные группы, вооружаемые западными странами, война может перейти в иное измерение. Создание Ираном, Ираком, Сирией и Россией единого центра по обмену разведданными, а также присутствие здесь представителя курдского руководства интерпретируются как признаки появления нового фронта, направленного против Запада. То, что Россия и США оказались по разные стороны линии фронта, в итоге может спровоцировать начало третьей мировой войны. Сесть за стол переговоров как можно скорее, чтобы обсудить временное правительство Асада в Сирии, выглядит единственным способом, который сможет снизить напряжённость.
Текст на турецком: http://haberrus.com/politics/2015/10/03/rusya-suriyede-operasyonlara-neden-dahil-oldu.html