Российская военная операция в Сирии продолжается.
Россия отказалась делить террористов на сорта по степени радикальности и по принадлежности к той или иной группировке и наносит удары по всем. Такая демонстративная неразборчивость вызвала на Западе и Ближнем Востоке волну официальных протестов. Декларацию, осуждающую действия России, подписали США, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Катар и Турция.
Заметим отсутствие в этом ряду Иордании и ОАЭ, которые, как выясняется, совсем не против российских ударов по так называемой «умеренной оппозиции».
Зато свою подпись поставила Турция – сосед и важный партнёр России в регионе. Президент Турции Эрдоган выступил с серией резких заявлений в том духе, что «Россия и Иран защищают убийцу» (то есть Асада) и «они (то есть Россия и Иран) ответят перед историей». Отсутствие между Россией и Сирией общей географической границы дало повод президенту Турции усомниться в том, что у России есть свои интересы в Сирии, а, следовательно, основания для прямого вмешательства.
Вряд ли кого-нибудь, будь то в России, на Западе или в самой Турции, удивила тональность выступления Реджепа Тайипа Эрдогана. Константой нынешнего внешнеполитического курса Турции в отношении Сирии является требование - «сначала Асад должен уйти». Клуб «друзей Сирии», видное место в котором занимает и Турция, затратил огромные усилия и средства на сколачивание «умеренной оппозиции». А тут такой российский кунштюк.
Турецкие СМИ – рупоры официальной позиции Анкары и особенно местные бюро западных информационных агентств отметились соответствующей подачей материала нередко с заметным искажением и примитивизацией подоплеки российских действий в Сирии. Не будем сильно углубляться в то, что приписывается России. Тут и имперские замашки, и желание устроить второй Афганистан, и оседлать сирийский процесс с тем, чтобы отвлечь взгляд мирового сообщества от Украины и уйти, таким образом, от западных санкций. Ну или, по крайней мере, значительно снизить градус экономического давления на Россию с целью спасти «коллапсирующую российскую экономику». Начали появляться в СМИ и первые сводки в отношении «десятков жертв» среди мирного гражданского населения, пострадавших от российских авианалётов.
Однако, небезынтересен вопрос, в какой мере официальная позиция Анкары отражает настроения в турецком обществе, как среди экспертов, так и из числа обывателей? Не секрет, что турецкая внешняя политика в последние годы идёт от одного поражения к другому, вызывая на себя огонь жёсткой критики даже у тех, кого нельзя отнести к непримиримым оппозиционерам по отношению к правящей Партии справедливости и развития. Официальный лозунг турецкого внешнеполитического курса «ноль проблем с соседями» к настоящему времени породил столько шуток и насмешек в свой адрес, что даже уже не смешно.
Тем более не смешно, с учётом волны беженцев из Сирии, захлестнувшей страну. Только согласно официальной статистике их число уже превысило два миллиона человек и (просто представим себе!) в ряде населённых пунктов сирийских переселенцев больше, чем местных жителей. И это далеко не доктора, инженеры и квалифицированные рабочие, желающие и могущие вписаться в жизнь страны...
Так что, возвращаясь к озвученному выше вопросу, берусь утверждать, что ножницы между тем, что произносится с высоких трибун в Турции и тем, какие настроения витают в турецком обществе, становятся всё шире. Всё чаще можно слышать сомнения, что современный внешнеполитический курс Турции действительно служит интересам турецкого народа, а не исчерпавшим себя доктринам.
Весьма ярко подобные настроения проявились после выступления российского президента на юбилейной сессии Генассамблеи ООН и начала российской военной операции в Сирии. Владимиру Владимировичу только что не аплодировали стоя, а его речь была названа «исторической». Решительные действия России в Сирии охарактеризованы турецкими экспертами как своего рода прорыв блокады и возвращение России на международную арену после печально известных событий на Украине. И это отнюдь не эмоциональный всплеск: российская аргументация была «по косточкам» разобрана местными экспертами и донесена до своих читателей весьма подробно, не оставляя места для двусмысленностей. Так что турецкое общественное мнение настроено куда более пророссийски, чем у нас традиционно принято думать. Единственный упрёк в адрес России, который можно слышать, – это то, что «поздно вмешались».
А популярность Путина в Турции зашкаливает. Начни в стране продажу футболок с изображением нашего президента или «вежливых людей», отбоя от покупателей не будет. Гарантировано.