Турция находится в шатком положении

| Россия в глобальной политике

Три дня, проведенные в Стамбуле и в Анкаре и насыщенные встречами с высокопоставленными представителями турецкой политической и академической элиты, заставили несколько по-другому взглянуть на происходящее в этой стране.

Текст из телеграм-канала «Россия в глобальной политике»

Более подробный анализ услышанного еще предстоит, но пока пара общих замечаний.

Ситуация в Турции гораздо более хрупка, чем кажется со стороны. Внешние и внутренние вызовы находятся в неразрывном симбиозе, усугубляя друг друга. По ряду параметров Турция очень похожа на Россию, дискурс официальных лиц или лояльных комментаторов, посвященный отношениям с Западом, местами просто полностью воспроизводит российский - обиды в связи с неразделенной любовью, упреки в лицемерии и предательстве собственных лозунгов и ценностей. Поводы у Турции свои (поддержка США курдов, отсутствие внятного и однозначного осуждения попытки переворота в 2016 году, обман с Кипром в 2004-м и пр.), но эмоции практически те же, что и в Москве.

При этом, как верно заметил один из европейских коллег, Россия в силу своей специфики может пойти на значительные издержки и если не прервать, то резко сократить отношения с Западом, а Турция нет. Что бы ни говорил публично Эрдоган, а он легко срывается на зубодробительные обвинения, на Европу завязана не только турецкая экономика вообще, но и конкретно та самая электоральная база, на которую опирается Партия справедливости и развития. А в Турции, как стало понятно из разговоров, экономические мотивы играют куда большую роль, чем в России. Там, где Владимир Путин может просто принять политическое решение, не глядя на экономические издержки для конкретных субъектов, и субъекты это "проглотят" (а паче чаяния и поддержат из общепатриотических соображений), Эрдоган должен, как миниум, лавировать.

Курдский вопрос при ближайшем рассмотрении кажется едва ли не фатальным для страны в будущем, и это тот случай, когда внутренние и внешние проблемы находятся в сильном резонансе. Турецкие власти фактически загнаны в ловушку цугцванга, что ни делай, неизбежны отрицательные последствия. Остается выбор между совсем плохим и ужасающим.

Очень примечательно отношение к России. Оно, если можно так сказать, обреченное. Нет ни особенного доверия (разве что очень тактическое, на уровне соблюдения оперативных договоренностей), ни веры в то, что эти отношения прочны и долгосрочны. Четко осознаётся различие интересов по множеству вопросов. Однако сила России и ее нынешняя роль ключевого игрока Ближнего Востока признана и на данный момент не оспаривается - из соображений, что плетью обуха не перешибешь. Лучше как-то взаимодействовать, потому что в противном случае урон будет несоизмеримо большим. Это чувство подкрепляется острым недоверием к американцам и обидой на них, что сейчас явно мощнее, чем эмоции в отношении России. Но на перспективу - не самая солидная база для партнерства Москвы и Анкары.

В целом же в Турции нагляднее, чем где бы то ни было, видно, как все изменилось в мире. И до какой степени лекала холодной войны, которые сейчас пытаются извлечь обратно на свет божий со всех сторон, не подходят к сегодняшней ситуации.