Либо мы будем жить все вместе в единой стране, либо в двух фашистских государствах

| Ихсан Дагы

Вынуждены ли мы жить вместе с курдами? Да, если мы не хотим жить в фашистском государстве, мы должны жить вместе с курдами. Турция без курдов превратится не в Турцию турок, а в Турцию «глубинного государства» и «белых турок».

Дискуссии насчёт того, должны ли турки и курды жить вместе, ведутся не зря. «Глубинное государство» распадается, привилегированные классы и группы теряют своё превосходство. Те, кто не могут помешать превращению государства кемалистского и милитаристского в государство демократическое, предпринимают последние шаги: они говорят о разделении страны, и та травма, к которой это разделение приведёт, поможет им вернуться к власти…

Я заявляю открыто: это совместный проект «глубинного государства» и «белых турок». Кроме того, такие попытки предпринимаются не впервые, они неоднократно повторялись раньше. И я много писал об этом. Я назвал их тогда «маленькое турецкое лобби».

Они готовы раздробить Турцию. Пусть Турция будет небольшой, но зато она будет принадлежать им. Кроме того, воспользовавшись большой психологической травмой, которую испытает народ, оказавшись в маленькой, разделённой Турции, они рассчитывают возродить кемалистско-милитаристское государство.

Но, мне кажется, они ошибаются. Даже если они и разделят страну, остановить её демократическое развитие уже невозможно. Они сами же окажутся в проигрыше. Те, кто рассчитывают, воспользовавшись разделением страны и националистской злобой, построить авторитарный режим, могут оказаться в ловушке. Я посоветовал бы им вспомнить, что произошло с Милошевичем, проводившим этнические чистки в Боснии. Он сменил пост руководителя на скамью подсудимых в Гаагском суде.

Конечно, несложно догадаться, чего они стараются добиться. Чтобы выстроить кемалистско-милитаристкий режим, необходимо было создать однонациональное и одноконфессиональное государство. С помощью политики, которой когда-то следовали члены «Единения и прогресса», страна была «очищена» от немусульман. А вскоре радикально-авторитарная политика лаицизма взяла в тиски самих мусульман. Теперь пришло время распрощаться с курдами, которые никак не ассимилируются, и создать однонациональное государство. Сегодня «глубинное государство» и «белые турки» ещё раз хотят подвергнуть страну «тюркизации», потому что именно это необходимо, чтобы турки оказались под контролем «глубинного государства».

Монотипизация общества является необходимым условием создания авторитарного государства, изолированного от остального мира. Теперь они спрашивают: «Мы что обязаны жить вместе с курдами?» Нет. Пусть курды отправляются в Северный Ирак, а те, кто хочет носить чадру, — в Арабские Эмираты… А Турция пусть достанется им, пусть они правят здесь, как им заблагорассудится, пусть грабят страну… Пусть им будет удобно в своих креслах, а другим, не таким, как они, в их окружение вход заказан…

Единственный и последний способ остановить демократизацию страны — разделить её. Им не нужна демократическая, развитая, интегрированная в мировые процессы и научившаяся быть толерантной Турция. Они выбирают Турцию разделённую, испытывающую психологическую травму и следующую кемалистко-милитаристкой политике. Они не могут найти другого способа сохранить и укрепить свою власть. Им не по вкусу крушение механизмов идеологического контроля, внимание к общественным запросам и личности и связанные с этим качественные изменения. Модель сторонников централизации, авторитаризма и элитарности полностью ясна: они намерены остановить процесс демократизации и плюрализма.

Те, кто долгие годы критиковал либералов по поводу решения кипрской проблемы, сегодня рассчитывают отдать полстраны КРП, а на оставшейся части установить свою власть. Вместо того чтобы способствовать процессу демократизации и отказаться от власти, они считают более разумным разделить страну.

Те, кто выступает против решения курдского вопроса и считает разделение уделом Турции, — это представители тех же кругов. Они не хотят видеть Турцию изменённой, демократической, единой страной, власть в которой находится в руках народа, люди в которой живут в мире друг с другом. Им по душе Турция разделённая, взятая в тиски власти. Они уже закусили удила. Они настроены добиться своего…

Не правда ли шокирующим является тот момент, что КРП, «глубинное государство» и «белые турки» добиваются по сути одного результата? Необходимо, чтобы те, кто не хочет, чтобы страна оказалась в руках этой «расчётливой шайки», продемонстрировали, что турки могут жить вместе. Либо мы будем жить в единой демократической стране все вместе, либо в двух фашистских государствах…