Демократии без оппозиции не бывает. Потому что демократия – это, прежде всего, возможность отдавать предпочтение той или иной партии и право выбирать.
Турецкая демократия в этом смысле неполноценна. С данной точки зрения самое большое несчастье для нашей страны состоит в том, что Народно-республиканская партия (НРП) является главной оппозиционной партией, но по сути функции главной оппозиции не выполняет. С каждым днём это становится все более очевидным. НРП не является альтернативной силой на политической арене, и Партия справедливости и развития (ПСР) в отсутствии такой противоборствующей силы продолжает наслаждаться своим положением на вершине власти.
Руководство НРП все еще живет в 1930-х годах. В своих принципах партия исходит из условий того периода, из философии тех лет. В результате, как это показали дискуссии по Дерсиму, ПСР сама взяла на себя роль оппозиции. Премьер-министр Эрдоган просит прощения за совершенные государством в прошлом убийства курдов, а председатель НРП из Дерсима рассказывает, как он воспитал своих детей в духе "национальных сил". Такое ощущение, что НРП все еще у власти и защищает государство, а ПСР ушла в оппозицию и призывает государство к ответу.
Так быть не должно, но именно так все и происходит, что является результатом кризиса самоопределения, который имеет место в НРП и из которого партия не может выбраться. О наличии этого кризиса говорит исследование, проведенное организацией Metropoll среди избирателей НРП. Согласно исследованию, 82% избирателей НРП воспринимают ее как кемалистскую. 77% назвали партию социально-демократической левого толка. Националистической НРП считают 70%. Такова структура образа НРП.
Похожая картина складывается, когда участники исследования пытаются дать ответ на вопрос: "Какой вы желаете видеть НРП?" Прежде кемалистской, затем социально-демократической и наконец националистической. Приверженцы НРП определяют себя в независимости от партии так: 44% - кемалисты, 24% - левые социал-демократы и 18% - националисты. То есть таковы три базисные характеристики партии. Может ли НРП отказаться от наиболее довлеющей, доставшейся ей с самого основания кемалистской составляющей? Судя по всему, нет, не может. А раз так, не может она и подвергать сомнению свое кемалистское прошлое, не в состоянии избавиться от багажа прошлого.
Короче говоря, у НРП есть три основных характеристики, определяющие её как партию, и гармонично сочетать их оказывается совсем нелегко. Может ли партия быть одновременно и кемалистской, и социально-демократической, и националистической? Сложно, крайне сложно. Это могло бы быть возможным при двух условиях. Во-первых, у такой партии должен быть харизматичный лидер, который мог бы увязывать между собой все эти характеристики. Во-вторых, партия должна реально стремится к власти. Чаяния, возможности, связанные с властью, сгладили бы эти идеологические противоречия, и эти различные характеристики могли бы способствовать созданию временных коалиций.
Имеются ли в реальности два этих условия, которые позволили бы НРП сочетать эти различные характеристики и идеи? Нет. Никто после 60 лет не может стать харизматичным лидером. И Кылычдароглу не исключение. Нет и надежд на власть. Половина избирателей НРП не верят, что в ближайшее время их партия окажется у власти.
В связи с чем НРП не может выбраться из этой своей скорлупы исторически сложившегося образа и стать партией массовой, сочетающей внутри себя разные характеристики. Это партия, ведущая такой образ жизни, выступая за завоевания Республики, сохраняющая статус-кво, партия пораженцев. И эти пораженцы держатся за идеологию и свои характеристики.
Поэтому НРП - это партия, которая все еще ищет свое лицо. Кемалисткая, социал-демократическая, националистическая? Нельзя ото всего урвать кусочек, потому что доминирующая черта партии - кемалистская. Как выяснилось в дискуссиях по Дерсиму, каша в головах руководства НРП является отражением её «социологии личности». Эта социология определяет и ее идеологию. Националистическая партия с кемалистским уклоном с имитацией социально-демократической направленности. Мы спрашиваем у НРП: "Почему вы не можете стать истинной социал-демократической партией?" Хорошо, платформа НРП прежде всего кемалистская и партия хочет видеть себя такой. Поэтому у НРП нелегкая задача. Из-за того, что НРП не может оказаться от кемализма, она не может стать социал-демократической партией. И националистическая направленность не дает следовать свободной политике. В результате НРП с этой путаницей в самоопределении и бесконечной внутренними конфликтами не сможет стать оппозицией, представляющей реальную альтернативу партии власти. Сообщаем для тех, кто ищет альтернативу ПСР.