Трагедия на шахте: симптом режима личной власти

| Ихсан Йылмаз

В Соме погибли сотни шахтеров. Совершенно очевидно, что угледобывающая компания не предприняла всех необходимых мер безопасности. Накануне компания сообщила, что ей удалось снизить стоимость добычи угля со 140 долларов до 30 долларов за тысячу тонн.

Явно, что компания смогла снизить стоимость добычи благодаря экономии на средствах техники безопасности на рабочих местах. Когда дорогостоящие меры предосторожности игнорируются, прибыль неизбежно растёт.

Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) Турции сообщила, что 20 дней назад парламент, в котором большинство голосов принадлежит партии премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, отклонил требование создать специальную комиссию для проверки деятельности шахт в Соме. Только потому, что Эрдоган получил 43% голосов на местных выборах, он считает себя выше закона, парламента, судебной власти, СМИ, гражданского общества и т.д. Это избирательное самодержавие следует по логике Гоббса и Макиавелли. Эрдоган, также как и Макиавелли, не колеблясь, прибегает ко лжи, обману, клевете. И даже признается в «охоте на ведьм».

Для диктаторского непотизма премьер-министр уничтожил государственную систему, систему сдержек и противовесов и бюрократические механизмы. И происшествие на шахте доказывает это. Эрдоган изменил правила так, чтобы все контракты на недропользование и лицензии проверялись, обсуждались и одобрялись именно им, минуя все бюрократические инстанции. Некоторые владельцы шахт также владеют СМИ, и посредством шахт эти СМИ были взяты в заложники Эрдоганом.

Доказательство этому — случай с общенациональным каналом новостей Habertürk, а также крупной газетой Habertürk, владелец которой Тургай Джинер был вынужден назначить человека Эрдогана — Фатиха Сарача, известного как «Алё Фатих». Сарач координировал Habertürk от имени Эрдогана, он признался, что его работа заключалась в использовании цензуры в новостях. В другом случае владелец Kanalatürk, Bügün TV и газеты Bügün Акын Ипек не склонил голову перед цензурой турецкого премьера и не уволил журналистов. В результате чего его золотые рудники были закрыты Эрдоганом и работы на них были возобновлены только после судебного разбирательства. Эти бизнесмены получили лицензии на добычу, выиграв тендеры. Однако последние несколько лет лицензии предоставлялись только единомышленникам Эрдогана.

В качестве примера рассмотрим шахту, пострадавшую от взрыва. Шахтеры рассказали о том, что если шахтер не являлся членом Партии справедливости и развития (ПСР), он не получал работу на шахте. 3 тыс. человек из шахтеров забирали на предвыборные мероприятия Эрдогана силой, так как их билеты на обед отдавали только после митингов. Инспекторы пытались закрыть шахту несколько раз в связи с отсутствием мер по обеспечению безопасности, но на помощь владельцу приходили политики. Теперь никто в здравом уме не поверит тому, что будет проведено справедливое и надлежащее расследование аварии, унесшей сотни жизней.

Такие ужасные вещи не происходят в условиях демократии.