Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что реализация президентской системы правления возможна при сохранении централизованного государства, при этом как образец он привел гитлеровскую Германию.
«Если вы посмотрите на Германию времен Гитлера, вы увидите, [что это возможно]. В качестве примера можно также привести другие страны», – подчеркнул он.
Многие считают это высказывание своеобразной «оговоркой по Фрейду», вспоминая, как Эрдоган однажды погнался за демонстрантом и, загнав того в угол магазина, прокричал: «Israildölü (израильский выродок)!». Из чего они делают выводы о симпатии президента к фашистскому лидеру. Я не уверен в этом. Но вот что я думаю: его высказывание – это не результат оговорки по Фрейду. Он целенаправленно, пока еще косвенно пытается терроризировать умы и сердца своих противников.
«Политика страха» – вот к чему прибегнул нынешний президент страны после поражения на июньских выборах 2015 года. И это сработало. Теперь он применяет тот же метод по отношению к борцам за права курдов и другим оппозиционным группам. Он заявляет сторонникам своих оппонентов и критикам режима, что готов к их устранению и ликвидации и намерен поступить с ними так же, как поступал в свое время Гитлер с людьми, которые ему не нравились. Если ему об этом напомнить, он, конечно, будет отрицать данное обвинение и, скорее всего, скажет, что говорил исключительно о президентской системе Германии времен Адольфа Гитлера. На первый взгляд, это вполне может казаться правдой. Но, хорошо зная Эрдогана как очень опытного и хитрого политика, а также мощного оратора, невозможно и представить, что он сослался на Гитлера по ошибке. Он хочет посеять страх в рядах своих политических противников.
Конечно, он не может делать того, что когда-то делал Гитлер. Возможно, это не входит в его намерения. Но то, о чем мы может судить уже сегодня, глядя на все происходящее, – это то, что он готов на попрание всех видов этических, моральных и правовых норм, когда идет речь об уничтожении оппонентов. Ведь для него оппоненты и критики – это враги и, более того, предатели. Ведь Эрдоган искренне полагает, что именно он является воплощением общей воли и, следовательно, те, кто выступает против, предают интересы всей нации. Таким образом, они могут быть принесены в жертву во имя нации, а уничтожение этих предателей любыми доступными средствами становится вдруг абсолютно законным. Итак, ссылки на Гитлера логичны и разумны только для президента Эрдогана.
Просто вспомните то, как он поступил с движением «Хизмет», поддерживающим идею развития межконфессионального диалога. Я не говорю, что в его планы входит осуществление геноцида. Мы не можем этого знать, и, возможно, это ему совсем не нужно. Но упоминание Эрдогана о фашистском диктаторе прокладывает параллель между тем, что происходило во время Холокоста (массового преследования и уничтожения евреев) и нынешними действиями Партии Справедливости и Развития (ПСР) в отношении движения «Хизмет».
Грегори Стэнтон, президент Международной ассоциации исследователей геноцида, определил восемь стадий Холокоста. Позвольте мне их кратко описать для того, чтобы вы могли сравнить и соотнести их с событиями, происходящими сейчас в Турции.
Классификация: «Разделение людей на «мы и они»;
Символизация: «В сочетании с ненавистью символы могут быть навязаны для обозначения членов группы изгоев»;
Дегуманизация: «Одна группа отрицает, что гуманность и иные человеческие качества присущи представителям другой группы. Члены «иной» группы приравниваются к животным, паразитам, насекомым или больным»;
Организация: «Геноцид всегда организован, как правило, государством, часто с привлечением военизированных или религиозных организаций, чтобы обеспечить снятие ответственности с государства»;
Поляризация: «Экстремисты форсируют разделение на группы. Группы ненавистников практикуют поляризующую пропагандистскую деятельность»;
Подготовка: «Выявление жертв и их классификация по этнической или религиозной принадлежности. Составляются списки смертников... Конфискуется их имущество»;
Начинается истребление, вскоре массовые убийства официально называются «геноцидом»;
Отказ: «Лица, виновные в геноциде... отрицают, что они совершали какие бы то ни было преступления и часто обвиняют жертв преступлений в том, что произошло. Они блокируют расследования по совершенным преступлениям геноцида».
Некоторые из упомянутых стадий уже пройдены правящим режимом в борьбе против движения «Хизмет». Никто не знает, как далеко они зайдут. Тем не менее упоминание Эрдогана о Гитлере должно крайне насторожить демократов.