Эрдоган пытается вывести парламентскую систему из игры

| Мурат Аксой

С момента парламентских выборов 7 июня прошло два месяца, но президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Партия справедливости и развития (ПСР) продолжают доминировать в политике, принимать решения по своему усмотрению и управлять страной.

Они даже подумывают о том, чтобы подтолкнуть страну к войне. После того как, потеряв 9% голосов на выборах, ПСР утратила власть, некоторое время президент Эрдоган не предпринимал никаких решительных действий, однако после встречи с бывшим лидером Народно-республиканской партии (НРП) Денизом Байкалом он вернулся на политическую арену. В настоящее время Эрдоган является идейным вдохновителем всего происходящего. В опасных играх президенту помогают лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели и Рабочая партия Курдистана (РПК). И Бахчели, и РПК делают всё для реализации плана Эрдогана.

План Бахчели

После того как стали известны результаты выборов, Бахчели начал политически игнорировать прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН), эффективно подрывая возможность формирования правительства без ПСР. Основным мотивом Бахчели стала идея, что количество избирателей, поддержавших его партию, возросло только благодаря тому, что ПНД противостоит процессу урегулирования. Он одержим этим убеждением и считает, что если он и дальше будет придерживаться подобной позиции, то на досрочных выборах число голосов в пользу ПНД стремительно увеличится. Может быть, он даже мечтает прийти к власти и сформировать однопартийное правительство.

Помимо всего прочего, лидера ПНД беспокоит тот факт, что, хотя на выборах 7 июня его партия и собрала на 3% голосов больше, чем ДПН, при этом они получили одинаковое количество мест в парламенте – по 80. Бахчели не в состоянии примирится с данным фактом.

По этой причине, как и Эрдоган, он жаждет проведения досрочных выборов. Но очевидно, что обе партии – ПСР и ПНД – полагающиеся на национализм и срыв процесса урегулирования, не могут одновременно добиться успеха на досрочных выборах. Победитель может быть только один.

На данный момент очевидно, что победителем будет ПНД. Участившиеся акты насилия со стороны Рабочей партии Курдистана (РПК) больше играют на руку ПНД, чем правящей партии. Причина кроется в том, что именно ПСР несёт ответственность за нынешнее состояние дел.

Действия РПК также способствуют планам Эрдогана

Многие знают, что изменение позиции ПСР от защиты процесса урегулирования до отрицания курдского вопроса объясняется снижением электоральной поддержки ПСР. Цель возвращения правящей партии к националистической позиции кроется в желании ПСР сохранить свою власть, утраченную в ходе парламентских выборов 7 июня. Эрдоган по-прежнему возлагает эти надежды на возможные досрочные выборы.

Но на этот раз есть РПК, которая делает всё, чтобы помочь президенту достичь этой цели. Накануне выборов 7 июня Эрдоган безуспешно пытался заставить курдов взбунтоваться и выйти на улицы. В этот раз он уничтожил лагеря РПК и, таким образом, ему удалось создать хаос в стране. В свою очередь боевики курдской вооруженной группировки провели ряд террористических актов по всей территории Турции, тем самым узаконив политику Эрдогана. Или возможно, что, как и Эрдогану, перспектива решения курдского вопроса пришлась не по вкусу РПК. Вероятно, успех ДПН и её сопредседателя Селяхаттина Демирташа может нарушить все планы не только президента Турции, но и курдской террористической группировки.

Единственная цель – сохранить власть

За недавним всплеском кровопролития в Турции кроется желание Эрдогана сохранить власть. Президент настолько зациклен на победе, что не приемлет даже мысли о возможном проигрыше.

И действительно, Эрдоган хорошо знает, что, если ПСР утратит власть, это приведёт к тому, что все преступления прошлого будут раскрыты.

Он также понимает, что сразу всплывут подробности коррупционного скандала «Большая взятка», ставшего достоянием общественности 17 декабря 2013 года, возникнут вопросы относительно его президентских полномочий, а также его нарушений Конституции в качестве главы государства.

По этой причине он не хочет допустить функционирующей парламентской демократии в стране. Именно этим Эрдоган и занимается с 7 июня. Сегодня Турция находится в ситуации, описанной президентом в заявлении от 29 марта.

«Проведя президентские выборы 10 августа 2014 года, мы сделали первый шаг к началу нового периода в истории нашей республики. Вы выбрали своего президента. Теперь парламентская система отойдёт на второй план. 10 августа – это первый шаг к созданию новой Турции. 7 июня состоятся ещё одни выборы. Мы должны превратить эти выборы в возможность разработать новую Конституцию и перейти на президентскую систему. На этих выборах я обращаюсь к моему народу и спрошу: «Готовы ли вы обеспечить нам 400 мест?» – сказал тогда Эрдоган.

Эти слова и характеризуют ситуацию, сложившуюся в Турции в результате выборов 7 июня. С помощью Бахчели и РПК Эрдоган пытается отвести парламентскую систему на второй план. Он надеется, что, проведя досрочные выборы, он сможет полностью избавиться от этой системы. Именно по этой причине он так жаждет проведения досрочных выборов и именно поэтому страна вот-вот утонет в кровопролитии. Эрдоган хочет избавиться от парламентской системы, поскольку знает, что если она продолжит функционировать, то это не сулит ему ничего хорошего.