Из заявлений, сделанных французским, американским и российским лидерами относительно недавнего теракта в Париже, организованного Исламским государством Ирака и Леванта (ИГИЛ), мы можем понять, что ИГИЛ ждет применение суровых мер как на региональном, так и на глобальном уровне.
Нет никаких сомнений, что в ближайшие недели свои усилия по уничтожению ИГИЛ активизируют не только США, но и европейские страны, и в частности Франция, а также Россия.
Выступая на саммите G-20, прошедшем в Анталье, президент России Владимир Путин сказал: «ИГИЛ получает финансовую поддержку от 40 стран. Среди них есть и члены G-20». Тем самым он дал понять, что среди стран, ведущих борьбу с ИГИЛ, могут быть и те, кто поддерживает данную террористическую организацию.
Поддерживает ли Эрдоган ИГИЛ?
После замечания Путина на саммите G-20, многие политические комментаторы отметили, что эти заявления касались непосредственно Турции.
Кроме того, статьи, опубликованные после атаки ИГИЛ в Париже, также намекали на поддержку ИГИЛ, оказываемую Турцией.
Недавно, после того как Турция сбила российский военный самолет, нарушивший ее воздушное пространство, Путин заявил, что он раскроет информацию и документы, свидетельствующие о связи между Турцией и ИГИЛ.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и правящая Партия справедливости и развития (ПСР) усиленно отрицают предоставление какой бы то ни было поддержки террористам, тем временем многие страны рассматривают Турцию как сторонника ИГИЛ.
Турция: обычный подозреваемый
Существует много причин, почему мир думает именно так. Несмотря на то, что у нас нет доступа к данным разведки, есть определенные заявления и информация из открытых источников.
Начиная с 2012 года часто встречаются утверждения о том, что Турция поддерживает радикальную исламистскую группировку «Фронт ан-Нусра», выступающую против Башара аль-Асада и возникшую как ответвление Свободной сирийской армии (FSA), опирающейся на западные страны. В то время ИГИЛ сотрудничало с «Фронтом ан-Нусра». Позже они отошли от «ан-Нусры» и стали самой эффективной террористической организацией в Сирии. Пожалуйста, обратите внимание, ИГИЛ было создано в Ираке в 2004 году.
В начале 2014 года на сирийской границе разразился скандал, когда были задержаны грузовики Национальной разведывательной организации Турции (MİT), перевозившие оружие под видом гуманитарной помощи. Но из-за принадлежности машин разведке, их назначение не могло быть установлено в ходе судебного расследования. Кроме того, жандармы и прокуроры, задержавшие грузовики, были уволены и арестованы. Также недавно были арестованы главный редактор издания Cumhuriyet Джан Дюндар и представитель издания в Анкаре Эрдем Гюль, опубликовавшие фотографии оружия, найденного в этих фурах. Все они обвиняются в попытке свержения действующего правительства Турции и шпионаже.
Это уже серьезнее, чем просто утверждения о том, что иностранцы, желающие присоединиться к ИГИЛ, используют Турцию в качестве транзитной страны для отправки в Сирию. Кроме того, в международных и национальных СМИ есть отчеты о том, что к ИГИЛ присоединилось большое число людей из различных районов Турции. 49 человек, взятых в заложники террористами ИГИЛ в консульстве Турции в Мосуле, были обменены на боевиков ИГИЛ, находящихся в турецких тюрьмах.
Существуют утверждения о том, что ИГИЛ продает Турции нефть, а прибыль от продаж является основным источником доходов ИГИЛ. Путин пообещал раскрыть документы, подтверждающие это.
Западные СМИ опубликовали интервью с многочисленными бывшими боевиками ИГИЛ, описывающими связи данной организации с Турцией. Иностранная информация состоит из заявлений и фактов из открытых источников.
Весьма странно, что эти заявления не были опровергнуты с привлечением убедительных доказательств, а также не были приняты какие-либо меры, призванные ограничить пересечение границ. Эти претензии, действия и связи (которые так и не были опровергнуты) образуют для мировой общественности основу для обвинений Турции в том, что она поддерживает ИГИЛ.
Заблуждаются ли они?
Действительно ли Турция поддерживает или защищает ИГИЛ? У нас есть две основные причины, чтобы ответить «да» на этот вопрос. Первой и наиболее важной причиной является то, что Эрдоган и его ближний круг решили использовать арабскую весну не для демократизации страны, а для того, чтобы перенять принципы египетских «Братьев-мусульман» или «ваххабитское движение, выступавшее за «очищение ислама» и сыгравшее важную роль в истории Саудовской Аравии начала ХХ века» и продвигать свою сектантскую происламскую политику.
Основной мотив для подобного изменения политики – стремление сделать Турцию лидером мусульманского мира. Таким образом, они считали, что легче бросить вызов Западу и всему миру, будучи лидером мусульманского мира, а не членом ЕС или союзником западных держав.
Приход к власти в Египте Мохаммеда Мурси, указания которому дают советники Эрдогана, предположение, что сирийский режим Асада будет быстро свергнут, и финансовая поддержка из Саудовской Аравии и Катара, чтобы это произошло, – все это способствовало подобному мышлению. Эрдоган и его ближний круг предпочли место лидера арабского мира светской и демократической Турции.
Наиболее мощный аспект мечты Эрдогана – вести диалог с остальным миром с позиции лидера мусульманского мира – заключается в том, чтобы добиться этого политическими средствами. Это сделало бы Эрдогана видным деятелем в глазах арабского и мусульманского мира.
Такая политика, проводимая Эрдоганом в свете арабской весны, также пересекается с ожиданиями мусульманского мира. Некоторые отсталые мусульманские страны выказали особый интерес к Эрдогану, противостоящему западному миру посредством политики, а не с помощью терроризма, как «Аль-Каида». Для этих стран Эрдоган стал героем.
Это общая идеологическая платформа для Эрдогана и ИГИЛ – вызов миру во имя Ислама.
ИГИЛ тоже бросает вызов миру, но посредством терроризма, а не политики, как Эрдоган. В настоящее время ИГИЛ – глобальная террористическая организация. По мере роста влияния ИГИЛ, его исламская теория и практика теряют свою значимость. Разнообразные террористические организации в разных странах объявили о своей лояльности к ИГИЛ.
Эрдоган считал ИГИЛ не просто группировкой, борющейся с Асадом, но организацией, которую он сможет контролировать и даже политически использовать все в тех же религиозных рамках. Короче говоря, Эрдогана и ИГИЛ объединяет общая цель – противостоять миру во имя Ислама. Эрдоган это делает посредством политики, ИГИЛ – посредством терроризма.
ИГИЛ против курдов
Другим фактором, объединяющим Эрдогана и ИГИЛ, является совместная война против курдов в Сирии и Ираке.
У Эрдогана аллергия на светских курдов, причем не только в Турции, но также в Сирии и Ираке. Для Эрдогана курды – это одно из сообществ под эгидой Ислама. Их основные права и свободы имеют второстепенное значение. Это видение является причиной того, почему в Турции был остановлен процесс урегулирования курдского вопроса.
Враждебность Эрдогана к светским курдам и, следовательно, к Рабочей партии Курдистана (РПК) и сирийской партии «Демократический союз» (ПДС) имеет те же основания. Нет никаких сомнений, что ИГИЛ получает серьезную поддержку от Эрдогана в борьбе против курдов в Сирии и Ираке.
То, что нужно сделать, – очень просто
Понимание того, что Эрдоган видит ИГИЛ в качестве союзника в своих устремлениях бросить вызов миру во имя Ислама и уничтожить светских курдов, в сочетании с вышеизложенными претензиями и фактами приводит многих людей к выводу о том, что Эрдоган и ПСР поддерживают ИГИЛ.
Если эти представления не будут изменены, Турция может столкнуться с полной изоляцией из-за ИГИЛ, даже по-прежнему оставаясь частью Запада.
Если Эрдоган и ПСР не защищают ИГИЛ, вполне очевидно то, что они должны сделать. В противном случае возглавляемая Эрдоганом Турция будет изолирована в регионе, а с его мечтой стать лидером мусульманского мира Турция может быть втянута в гражданскую войну.