Провинция Мардин на юго-востоке Турции, граничащая с Сирией, считается одним из центров православия в этой мусульманской стране.
Здесь находится более двухсот православных церквей и монастырей, которые принадлежат Антиохийскому патриархату.
Монастыри с историей в 1 тыс. 500 лет
История православия в этом регионе Турции неразрывно связана с ассирийцами – одним из самых древних народов мира, истоки которого идут от Ассирии - государства в Северном Междуречье, это территория современного Ирака. Ассирия просуществовала почти две тысячи лет и была уничтожена в VII веке до н. э. Но, в отличие от многих других народов того времени, ассирийцы сохранились как этнос, причем консолидирующим фактором для них стала христианская религия.
Из ассирийцев вышли многие врачи и учёные, которые распространяли светское образование и культуру в Арабском халифате и Османской империи. Настоящей трагедией для ассирийцев стала Первая мировая война, когда в ходе резни и насильственной ссылки в пустыни погибли несколько сотен тысяч представителей этого древнего народа.
Сейчас в провинции Мардин зарегистрированы 50 тыс. ассирийцев, из них постоянно проживает около 2 тыс. человек, остальные уехали в страны ЕС, США и Канаду. В Турции признаётся ассирийское меньшинство, официально используется самоназвание народа — süryani.
Древние христианские церкви и монастыри можно встретить в Мардине и окрестностях повсеместно. Некоторые из них построены более 1,5 тыс. лет назад. Это могут быть и удивительные, похожие на мощные крепости монастыри, и совсем небольшие церкви. Расположены они как в центре городов, так и в деревнях, и даже просто среди полей. Некоторые отрыты для посещения, но многие покинуты и полуразрушены. Все они очень сильно отличаются от привычных в нашем понимании религиозных сооружений и уносят путешественника куда-то в восточные сказки.
Много церквей в самом Мардине – городе многих религий и народов. Здесь до сих пор местные жители говорят одновременно на нескольких языках, здесь живут турки, арабы, курды, ассирийцы. Важный христианский центр – монастырь святого Габриэля - находится в городе Мидьят, где в самом центре стоит чудесный каменный комплекс церкви Мор Шарбель.
Один из самых почитаемых культовых объектов провинции - знаменитый ассирийский христианский монастырь V века Дейрул-Зафаран («шафрановый монастырь», центр сирийского христианства) в окрестностях Мардина. В течение шести веков он был резиденцией патриархов Антиохии и всего Востока. Он поражает воображение еще с дороги: посреди пустыни на фоне почти лунного пейзажа стоит могучая каменная громадина, похожая на замки из сказочных мультфильмов.
Посетителей в монастырь пускают лишь организованными группами, внутри их ждут лишь несколько пустых помещений: нечто похожее на цистерну без окон и дверей, маленькая часовенка, пустая каменная комнатка, и, наконец, самый древний подземный зал с потолком из плотно прилегающих огромных камней – святилище, где поклонялись ещё языческим богам. Монастырь действующий, поэтому все остальные помещения для туристов закрыты.
Умирающая ассирийская деревня
Как пример заброшенности можно привести аутентичную ассирийскую деревушку Кыллыт, сохранившую цельный архитектурный ансамбль, которая расположена в 10 км от города Савур. Аркообразные глазницы ее домиков, смотрящие сквозь виноградные плантации, шокируют еще издали. Деревня кажется суровой каменной крепостью, зорко наблюдающей за окружающей местностью, словно поджидая врагов. Вид у неё загадочный и немного страшноватый.
Улочки с домиками из желтого камня, сбегают с горы, как россыпь ожерелья. У подножья горы расположены три церкви в относительно хорошем состоянии, но внутри пустые. Строительство самой древней церкви, св. Иоанна, началось в 303 году и продолжалось более ста лет. Это единственная действующая церковь в деревне.
Ещё до второй мировой войны в Кыллыте жили 8 тыс. ассирийцев, но в послевоенные годы почти все уехали на заработки за границу. Сейчас здесь всего трое стариков, а все роскошные когда-то каменные дома со сводчатыми потолками, лестничными переходами и прочими красотами открыты всем ветрам и постепенно разрушаются.
В 20 км от Мардина проходит шикарный автобан. Особенность его в том, что всего в нескольких десятках метров от него тянется модульная бетонная стена, которая разделяет Турцию с Сирией. Стена, протяжённость которой составляет 828 км, состоит из семитонных блоков высотой три метра и шириной два метра. Она занимает третье место в мире по протяжённости после Великой Китайской стены и стены на американо-мексиканской границе.
Нусайбин - «город науки»
По автобану мы въезжаем в Нусайбин, где еще в 2016 году проводилась многомесячная военная операция против боевиков запрещённой в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК). Сейчас об этом напоминают лишь несколько разрушенных кварталов и усиленный полицейский контроль при въезде в город, а в остальном он живет обычной жизнью.
Сам по себе Нусайбин не кажется слишком интересным – привычные шумные турецкие улочки, запруженные машинами, пешеходами, рекламными вывесками, магазинами. Однако в конце центральной улицы упираешься в пограничную колючую проволоку, которая проходит почти по детской площадке, на которой играют детишки, а рядом в кафе сидят горожане. Отсюда прекрасно просматривается близлежащий сирийский город Камышлы. А в нейтральной зоне, где все заминировано, находятся древнеримские колонны, ставшие одним из символов Нусайбина – города с многовековой историей.
В IV веке архиепископ Якуп и его помощник, поэт Ефрем, вернулись в Нусайбин после первого христианского собора в Никее в 325 году, и основали здесь монастырь Мор Якуп («мор» – по-ассирийски «святой»),. Позднее при нём был организован первый на территории современной Турции университет, где изучались философия, история, география, логика, литература, красноречие, геометрия, астрономия, медицина и право. Студенты, число которых превышало 1 тыс. человек, также специализировались на церковной философии и древнегреческой литературе. Официальным языком был ассирийским, но также преподавался греческий. При университете была создана больница, где преподавали медицину. Благодаря научной и культурной роли, которую Нусайбин благодаря университету сыграл в истории, он получил название «матерь науки» и «город науки».
Первый же встреченный местный житель, у которого мы спросили, где находится монастырь, сел на мотоцикл и пригласил следовать за ним. Вскоре мы оказались в приятном квартале с фонариками и гирляндами на них, и тут же упёрлись в огромную каменную церковь с окружающим её районом археологических раскопок. Наш сопровождающий был настолько любезен, что позвонил по телефону смотрителю монастыря, который оказался ассирийцем со странным для Турции именем Даниэль.
«У нас хорошие отношения с местными мусульманами, никаких споров и непониманий нет, мы все уважительно относимся друг к другу. Христиан осталось не так много, в Нусайбине я совсем один. В мои обязанности входит принимать посетителей, рассказывать им про церковь, про университет, который тут был, за это я получаю зарплату от мэрии города. Здесь, в Нусайбине священника нет, поэтому на важные литургии и религиозные праздники я езжу в Мидьят, а здесь больше туристический объект», - рассказывает Даниэль Чепе.
У смотрителя четверо детей, а в семье его говорят на четырёх языках - ассирийском, турецким, арабском и курдском. Он рассказал, что полтора года назад в районе монастыря шла антитеррористическая операция против членов РПК, но, к счастью, здание не пострадало.
Несмотря на то, что монастырь требует реставрации, он поражает архитектурным совершенством. С 2000 года здесь ведутся восстановительные работы, в ходе которых были найдены 15 известковых статуй, мозаичное панно, руины келий и 225 могил, а также руины школы, которая относилась к монастырскому комплексу. Он включает в себя также руины классных комнат, использовавшихся для изучения священных текстов. В подземном помещении находится усыпальница самого Якупа.
Глава фонда монастыря Мор Габриэль Курьякос Эргюн рассказал, что весь текущий ремонт и необходимые реставрационные работы церквей и монастырей провинции Мардин местные ассирийские общины делают своими силами.
«Ремонтировать и реставрировать наши культовые и исторические строения, многим из которых более 1,5 тыс. лет, помогают прихожане, а также получаем на эти цели благотворительную помощь наших ассирийцев, большинство которых живут за рубежом», - добавил он.
Летом 2017 года большое число православных церквей, монастырей и кладбищ в провинции Мардин были переданы в ведение управления по делам религии Турции, что вызвало протесты и судебные иски со стороны ассирийских организаций. Но, с другой стороны, теперь есть надежда, что государство возьмётся наконец за реставрацию многочисленных уникальных памятников христианской культуры.