История турецкой миниатюры

«МК-Турция» публикует серию статей об искусстве Турции. В первой из них мы расскажем о турецкой миниатюре.

Первым турецким живописцем принято считать Синан-бея. Его руке принадлежит портрет Махмуда II. Он олицетворят собой интерес турок к европейскому реалистическому искусству.

Однако турецкая живопись связана в первую очередь с миниатюрой, мощное влияние на развитие которой оказала иранская школа живописи. Книжная миниатюра не просто иллюстрация к какой-либо рукописи. Это часть целого ансамбля украшений к ней. Для оформления и переплетения произведения использовались очень дорогие материалы: бумага, картон, краски, чернила, кожа, золото. Рукописи украшались орнаментными вставками и декоративными полями. Различают три вида турецких орнаментов: орнамент из листьев и цветов; орнамент, состоящий из бесчисленного множества завитков и орнамент из разных цветов.

К концу XV — началу XVI века относятся лишь немногочисленные иллюстрированные рукописи (самые известные – рукописи, исполненные для Баязида II). В них изобилует густой тёмный колорит (синий и зелёный цвета в фонах, коричневый в фигурах) с добавлением золотых вставок.

В XVI веке иллюстрируются главным образом поэтические, исторические и религиозные книги.

Во второй половине 16 века происходит истинный расцвет турецкой миниатюры. В этот период окончательно вырабатывается её стиль. В первую очередь, это придворное изобразительное искусство, целью которого является прославление и возвеличивание султана. Это некое повествование, например о походе армии султана.

Композиции в миниатюрах строились чётко и линейно, чтобы «рассказ» получился ясным. Фигуры, как правило, располагаются на одной линии, было деление на планы для определения глубины пространства, но перспективу турки использовали редко. Контуры у фигур довольно были резкие. Краски применяли густые и насыщенные, что определяется и их составом: смешивается порошковый пигмент и яичный желток. В одежде часто использовался малиново-красный – излюбленный цвет турецких живописцев. Он чередовался с синим, фиолетовым, оранжевым, иногда с зелёным. Чалмы образовали ряд белых пятен. На одежде султана, оружии и шлемах воинов, сбруе и седлах коней добавляли золото. При помощи таких приёмов создавался определённый красочный ритм, присущий всем турецким миниатюрам.

У многих из них нет авторов, что, скорее всего, связано или с отказом от индивидуализма, или с тем, что над ними работал не один мастер, а целая группа. Но истории всё же известны некоторые художники, например придворный учёный и рисовальщик Матракчи Насух. Он сопровождал султана в военных походах на Иран и Ирак, которые подробно описал в рукописи «Меджмуа-и-Меназил». Её текст сопровождают 132 иллюстрации, из них 82 изображения городов Турции, Ирана и Ирака. Его научно-художественный стиль повествования в миниатюре положил начало жанру «топографической живописи». Эти изображения — своеобразное сочетание пейзажа и карты. На них открывается вид на город с высоты птичьего полёта. Здесь можно заметить присутствие множества интересных деталей. Автор, согласно традиции, применяет контрастные цвета. При этом сами миниатюры обладают некой нарядностью и подчёркивают величие Османской империи.

Однако с XVII века наблюдается спад в развитии миниатюры, а в 18 веке и вовсе усиливается влияние европейского искусства и турецкая миниатюра постепенно сходит на нет.