С чем в вашем сознании связана Турция? У кого-то с отдыхом в пятизвёздочном отеле, а у кого-то со своеобразной архитектурой. Мечети, медресе – жемчужина турецкого зодчества. И всё же зададимся вопросом, а как зародилась идея создания такого ансамбля?
Тюрки-сельджуки – кочевники, завоевавшие в XI веке значительную часть Малой Азии и часть побережья Средиземного и Чёрного морей. Именно с их приходом связано возникновение особого стиля в искусстве будущей Турции. Сельджуки, впитавшие многое из опыта художественной культуры соседних стран (особенно Ирана), вплетали разные заимствованные элементы в уже сложившиеся традиции местных мастеров. Именно так выработались собственные стилевые приёмы и художественные черты, узнаваемые в наше время.
Каменная архитектура, но не та, что представлена испещрёнными скульптурой стенами и не та, мощная и давящая базилика. Это архитектура, в которой чувствуется стремление к гармонии и ясности, здесь нет чувства тяжести. Богато украшенные орнаментальной резьбой порталы, арки и декоративные ниши с множеством растительных мотивов и арабской каллиграфии лаконично вписываются в ансамбль. Тонкие и изящные в своей простоте минареты увлекают взор за собой ввысь.
Эти принципы сохраняются и в уже непосредственно турецком зодчестве периода Османской империи. Именно в этот период значительно трансформируется внутреннее убранство мечети.
Например, Сулеймание в Стамбуле. Основные принципы, выработавшиеся в период сельджуков, сохраняются: гармоничные пропорции, плавные, изящные линии каменных стен и тонкие устремлённые ввысь минареты, кажущиеся бесконечными. И всё же внутри в решении пространства узнаваема византийская София, даже не смотря на то, что в Сулеймание купол намного выше и имеет более сложную архитектуру.
Турецкое искусство и позднее переживало трансформацию, особенно значительному влиянию оно подверглось в период политики секуляризации – резко усилилось значение гражданских сооружений. Мечети и медресе стали играть менее важную роль в архитектуре.
Однако стремление к простоте и изяществу до сих пор прослеживается в работах мастеров современной школы турецкой архитектуры.