От семей, попавших в катастрофу, до политической сатиры и запрещенной поэзии - эти книги предлагают уникальный взгляд на первые 100 лет существования Турции.
Турция - это нация, которая любит рассказывать истории - за долгими разговорами в чайных, в песнях и эпосах, и да, в печатных изданиях тоже. В связи с тем, что Турция отмечает свой столетний юбилей, газета Guardian выбрала пять лучших книг, позволяющих понять первые 100 лет существования страны.
Ирфан Орга «Портрет турецкой семьи»
Размышляя о своем детстве, Орга вспоминает, как ел дыню со льдом на серебряной тарелке, когда впервые услышал барабаны войны - те самые, что возвестили по всему Стамбулу о начале Первой мировой войны. Для него и других жителей Турции за этим последовало почти десятилетие насилия. В этих мемуарах запечатлены годы становления Турецкой республики и боль тех, кто пережил их, - Орга рассказывает о том, как его богатая османская семья погрузилась в нищету и унижение. Обязательно прочтите эпилог, чтобы узнать, кем на самом деле был автор...
Ахмет Хамди Танпынар «Институт настройки часов»
Действие романа происходит в раннереспубликанском Стамбуле. Роман Танпынара представляет собой новаторскую сатиру на политику ранней Турции, а именно на проект модернизации страны с реформами, одновременно освободительными и директивными. Книга рассказывает о вымышленном институте, который пытается убедиться, что все его граждане и их часы идут по правильному времени. Подчас игривая и абсурдная, проза Танпынара таит в себе глубокую любовь к городу. "Вечер разматывался, как ленты, - пишет он, описывая стамбульские закаты, - цвета которых менялись от винно-темного до золотистого".
Стихи Назима Хикмета
Самый любимый поэт Турции, Хикмет был коммунистом, сидевшим в турецкой тюрьме и сосланным в Москву, и его творчество было официально запрещено в стране его рождения в течение многих лет. Его поэзия известна своим человеческим масштабом, историями повседневных людей, рассказанными на повседневном турецком языке. И хотя он был политическим деятелем, прежде всего он был романтиком.
Латифе Текин «Моя дорогая бесстыжая смерть»
Пожалуй, определяющие изменения, произошедшие в Турции за последние полвека, можно выразить одним фактом: в 1950 году население Стамбула составляло около миллиона человек, а сегодня - 16 миллионов. Роман Текин, в центре которого находится молодая девушка по имени Дирмит и ее семья, был одним из первых, в котором прозвучали слова тех миллионов, которые приехали из деревни в город. В стиле магического реализма книга отдает дань уважения тем, кого они привели с собой, - миру ангелов и джиннов, персонажей, которых Текин считает такими же реальными, как Дирмит, ее семья и остальные.
Ахмет Алтан «Я больше никогда не увижу мир»
В 2016 году писатель Алтан был арестован и отправлен в тюрьму вместе со своим братом и десятками тысяч других людей - жертв чисток в Турции после неудавшейся попытки госпереворота. И все же Алтан хотел писать. И вот в течение семи месяцев он тайно передавал рукописные заметки своим адвокатам, постепенно составляя мемуары о своем пребывании в Силиври, самой большой и печально известной тюрьме Турции. Написанные с точностью романиста, они свидетельствуют о неизменной вере турков в силу истории. «Как и все писатели, я обладаю магией», - пишет Алтан. «Я могу с легкостью пройти сквозь ваши стены».