В стамбульском районе Ускюдар проходит ежегодная 10-я книжная ярмарка.
На мероприятии, организованном муниципалитетом Ускюдара под лозунгом «Чтение — это свобода», было представлено более 200 издательств. Однако экономический кризис оставил свой след на ярмарке, которая призвана объединить читателей и издателей. И издатели, и читатели пожаловались на рост цен, говоря, что покупка книг стала роскошью. Организаторы отметили, что, несмотря на большую площадку, количество посетителей оказалось низким, участие студентов ограниченным, покупательная способность граждан снизилась, цены на книги были высокими, и читатели не могли совершать покупки.
Сотрудники издательств рассказали, что средние бутиковые и независимые издательства столкнулись с банкротством. Некоторые стенды закрылись, не совершив за день ни одной продажи, в то время как другие сообщили о продажах на сумму от 700 до 1 тыс. 500 лир (~20-40 долларов США). Сотрудники стендов, которые надеялись на увеличение числа участников в выходные, продолжают тратить собственные деньги на такие необходимые вещи, как транспорт, еда, чай и кофе. На ярмарочной площади некоторые люди платят 15 лир за чашку чая в киоске с напитками, в то время как другие установили свои собственные чайные автоматы, чтобы готовить себе напитки.
Хюсейн Варыш из Кооператива издателей (YAYKOP) отметил, что цены на книги высокие, и многие посетители, уходят, ничего не купив.
«Мы не можем продавать то, что хотим. Всему виной низкая покупательная способность. На первом месте стоят основные потребности. Культура и образование — на втором. Если рынок продолжит в том же духе, мы столкнемся со значительными проблемами. В издательском мире, когда печатается книга, половина розничной цены отдается дистрибьюторам. У них есть свои собственные субдистрибьюторы, и когда учитывается прибыль, издатель должен покрывать и эти расходы. Издательству нужно оплачивать многочисленные расходы, такие как набор, роялти, печать. Цена книги определяется соответствующим образом. При таком распределении, платеж, полученный от дистрибьютора, поступает в издательство через шесть месяцев. Возвраты также начинаются через шесть месяцев. Таким образом, появляются фактические цифры продаж. Этот цикл очень рискован для выживания издательств. В настоящее время около 50 издательств являются партнерами Кооператива издателей. Это партнерство приносит издательствам много преимуществ. Мы планируем сделать работу кооператива более эффективной и поддержать издателей в продвижении и продаже книг. Было бы уместно, чтобы такая ценная инициатива, как YAYKOP, вошла в процесс печати и публикации книг вместе со своими авторами», - сказал Варыш, добавив, что импортная бумага увеличила стоимость книг.
Олджай Геридонмез из Kor Kitap также посетовал, что закрыл свой стенд в с продажами в 1 тыс. 500 лир (~40 долларов США).
«Книги со скидками и присутствие многих издательств делают ярмарки привлекательными для читателей. Однако экономическая ситуация стала фактором способствующим вялому характеру ярмарок в последние несколько лет. Ситуация для средних издательств весьма сложная. У людей меньше денег в карманах. Мы наблюдаем рост использования кредитных карт. Много лет назад люди приходили со списком. Сегодняшние экономические условия сделали это роскошью; люди больше не могут позволить себе покупать книги», - говорит он.
Гокхан Софуоглу, который работает в Khalkedon Publications уже 18 лет, заявил, что это их первое участие в ярмарке, и им удалось продать лишь 1 книгу.
«На ярмарке нет людей. Выдвижение издательств, которые мы можем назвать монополистами, на передний план и оттеснение небольших издательств, таких как наше, на задний план, сделало нас невидимыми. Стенды бесплатные, но следовало предпринять шаги, чтобы сделать издателей, таких как мы, более заметными. Ярмарка не была должным образом анонсирована. Даже мои соседи в Селимийе не знали об этом. Я сам им рассказал. У нас начались проблемы после пандемии. Цены на бумагу выросли. В то время как расходы за два года подскочили на 115%, цены на книги выросли всего на 15%. Многие издательства закрылись или сократили штат, уволив персонал. Раньше у нас было семь сотрудников, но теперь в издательстве работаю только я. Я занимаюсь редактированием, корректурой, распространением и транспортировкой, а также работаю на стенде. Раньше мы публиковали в среднем 60 книг в год. Теперь мы не можем публиковать даже одну книгу в месяц. Ожидается, что сектор сократится на 80% в период с 2022 по 2025 год», - пояснил он.