Госдума почти в полном составе подписалась под законопроектом о российском «списке анти-Магнитского» и дружно приняла его в первом чтении.
Обсуждение не было бурным: задавая вопросы и выступая от имени фракций, депутаты как будто танцевали на хрупком льду. США все-таки...
Проект был внесен несколько дней назад за подписями спикера Нарышкина и лидеров всех думских фракций. Потом под текстом решили подписаться 381 депутат Госдумы, 138 членов СФ и 16 региональных парламентов в полном составе.
Объясняя мотивы принятия законопроекта под названием «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ», докладчик, глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР»), ссылался на Конституцию РФ, которая объявляет права и свободы человека «высшей ценностью» и обязывает государство эти права и свободы «защищать и соблюдать», и за пределами РФ тоже.
«Настало время перевести вопрос в юридическую плоскость и создать систему защиты интересов россиян за рубежом, нарушители их прав достойны не только общественного порицания, но и административных наказаний и ограничений в хозяйственной деятельности», — провозгласил г-н Плигин. И перечислил предложенные законопроектом меры, причем касались они почему-то лишь граждан США: кроме запрета на въезд в Россию («черный список» будет составлять и корректировать МИД), в перечне этом — арест счетов в российских банках, запрет распоряжаться имуществом на территории РФ, приостановление деятельности находящихся под контролем «нежелательных» американцев юридических лиц.
«Почему бы не посоветовать Правительству РФ изъять из американских банков средства российского бюджета, наш золотовалютный резерв?» — спросила Светлана Горячева («СР»). «Мы концентрируемся главным образом на мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ, все остальное — предмет другого закона», — ответил г-н Плигин.
«А если закон, аналогичный закону Магнитского, будет принят в других странах, например Великобритании?» — поинтересовался глава Комитета по международным делам Алексей Пушков («ЕР»). «Не будем опережать события, надеюсь, у политических кругов других стран будет очень выверенная позиция», — г-н Плигин предпочел не говорить о грустном. «Но мы понимаем, что вопросы возникать могут», — признал он.
Еще как могут!
Депутаты обратили внимание, что правительство уклонилось от того, чтобы официально сформулировать свою позицию по данному проекту, прислав на него отзыв. А в обсуждении не принимали участия ни глава МИДа, ни хотя бы его замы, и представитель президента не захотел озвучить позицию Кремля еще раз...
Впрочем, и озвучивать позицию фракций три из них поручили не лидерам: ни Зюганов, ни Жириновский, ни Миронов на трибуну не поднимались.
Позиция была всем хорошо известна («за!»), и выступления отличались друг от друга лишь нюансами. Например, Павел Дорохин (КПРФ) нашел «очень интересные параллели» между этим законопроектом и приказом Сталина времен Великой Отечественной под отчаянным названием «Ни шагу назад!», и в доказательство долго этот приказ цитировал. «Время, когда мы заигрывали с американцами, проходит, за белой перчаткой Обамы скрыта хищная лапа американского империализма, мы — самодостаточная держава!» — говорил он. Но предложил при подготовке ко второму чтению все же внести поправку про изъятие наших золотовалютных резервов из ценных бумаг США и их банков...
Блажен, кто верует.
Лидер фракции «ЕР» Владимир Васильев был очень рад тому, что все фракции оказались едины, давая отпор США, где принят «беспрецедентный закон»: «Начали этот процесс не мы», — сказал он. Да, в России бывают нарушения прав, заявил г-н Васильев, но «мы с этим боремся». Предложения асимметричных мер он назвал «неконструктивным подходом». «Мы должны дать отпор, защитить нашу родину!» — подхватил справоросс Александр Тарнавский.
Любопытно, но никто из единороссов почему-то не назвал законопроект «анти-Магнитский» «законопроектом Димы Яковлева» — а ведь всего два дня назад Вячеслав Никонов, выступая от имени этой фракции, обещал присвоить документу имя российского мальчика, усыновленного американской семьей. Мальчик, которого отец забыл в запертом автомобиле на жаре, погиб, а суд присяжных отца оправдал.
Какой шум был поднят! «Закон Димы Яковлева»! И — тишина...