Американские власти приняли т.н. Акт Магнитского и запретили въезд на свою территорию россиянам, нарушавшим права россиян.
Российские власти в ответ захотели запретить выезд российских детей-сирот на усыновление в США. Думский Комитет по конституционному законодательству вечером в понедельник предложил внести в принятый в первом чтении текст законопроекта «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ» поправку, прекращающую действие соглашения с США о порядке усыновления. Соглашение это лишь полгода назад было ратифицировано той же Госдумой.
Корреспондент «МК» поговорил с одним из авторов предложения запретить усыновление российских детей американцами — замглавы Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Еленой АФАНАСЬЕВОЙ (ЛДПР).
— В июле 2012 года Госдума ратифицировала соглашение с США об усыновлении, оно вступило в силу в ноябре. Что изменилось за эти полгода, что требует немедленной отмены закона о ратификации?
— Во-первых, после того, как мы проголосуем за денонсацию, соглашение будет действовать еще в течение года... А что изменилось? Мало что изменилось. Вот у меня конкретные есть примеры. Мы в июле 2011 года это соглашение подписали. Что происходит уже после его подписания? По делу Ивана Скоробогатова процесс продолжается до сих пор. По делу Ильи Каргинцева в ноябре 2011 года суд оправдывает отца, в 2011 году приемная мать Даниила Бухарова приговаривается к 6 месяцам условно и штрафу в 2,5 тысячи долларов за издевательства над ним. Но у нас до сих пор так и нет информации, был ли этот приговор обжалован органами опеки, ставился ли вопрос о лишении ее родительских прав по отношению к Даниилу и его брату-близнецу...
— Но это все было в 2011 году, до ратификации соглашения...
— ...В 2011 году освобождается под залог Майкл Гризмор, которого обвиняли в избиениях и сексуальных домогательствах приемной дочери Ксении. На днях появилась новая информация, что в очередной раз над нашим ребенком издевались. Сейчас эта информация проходит проверку, мы ждем от наших дипслужб сообщения о том, что же там произошло.
— Почему бы сначала не собрать всю информацию, изучить опыт работы соглашения, обсудить его детально и лишь потом принимать решение?
— Когда российская сторона обращается к американским властям с просьбой навести порядок в этой области, наказать горе-родителей, усыновителей, и применить к ним строжайшие меры наказания, нам федеральные органы отвечают: «Мы не можем этого сделать, потому что у каждого штата свой закон». Пусть сначала приведут свое законодательство в какую-то целостную базу, чтобы мы могли с ними разговаривать как с целостной страной. Потому что подписывают соглашение федеральные органы, а как только речь идет о привлечении к ответственности, они ссылаются на законы штатов...
— Может, тогда не нужно было и ратифицировать соглашение полгода назад?
— Понимаете, когда ратифицировали, мы думали, что все-таки со стороны США будет лояльное отношение к российским детям. Они и так судьбой обижены: один раз их бросили свои родители, их отдали на усыновление в другую страну, а они получили там издевательства или смерть. Ведь не все случаи, когда наши дети подвергаются издевательствам, нам становятся известны. Но какие издевательства терпят наши дети: факты приводят в шок! Например, родитель отрезает ножницами кусочек уха ребенку только за то, что тот неправильно молился! Это нормально? Пусть лечат таких людей, пусть внимательно проверяют будущих усыновителей!
— Вы говорите, что соглашение прекратит свое действие полностью лишь через год после принятия обсуждаемого сейчас закона. Значит ли это, что дети, которые сейчас находятся в процессе усыновления, все же уедут в США?
— Я думаю, что этот вопрос нужно проработать с правовым управлением, но вопрос депутаты Госдумы будут ставить жестко: запретить усыновление с момента голосования за эту поправку.
— Не получится ли так, что после принятия закона ухудшится положение тех детей, которые уже усыновлены, потому что возможности контроля за условиями их проживания сократятся?
— Нет, я думаю, что этого не получится. Обязательства со стороны США никто не отменял. Агентства должны представлять отчеты об условиях жизни детей, наши консульские службы, я надеюсь, получат доступ к этим семьям.
— Но будут ли власти США признавать таких детей российскими гражданами?
— Наши дети остаются гражданами РФ.
— Это мы их таковыми считаем.
— Почему? Это международное условие, они не лишены российского гражданства. А сейчас они считают их гражданами РФ, когда убивают и дают мизерные наказания их убийцам?
— Уточним: убийства были ДО ратификации соглашения.
— Давайте так: американцы убили приемного ребенка и считают, что он гражданин США, и потому они могут делать с ним все что хотят? Нет, мы так не считаем! Они для нас россияне, да и вообще какая разница, какое гражданство дети имеют! Защита прав ребенка — норма международного права, где бы ребенок ни жил!
— Почему же мы так яростно не защищаем права детей на своей территории?
— Почему? Самые большие сроки за убийства детей у нас даются.
— Но статистика убийств детей родителями в России — хоть приемными, хоть родными — почему-то не обсуждается депутатами так заинтересованно и горячо, как статистика убийств детей усыновителями в США... Двойной подход получается.
— Интервью закончено. Закончено...
Цитата дня
«Запрещать американцам усыновлять российских детей неправильно, и я уверен, что в конечном итоге Госдума примет взвешенное решение. Международное усыновление как институт имеет полное право на существование».
Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел России