Европейский автопром значительно пострадал из-за затяжного кризиса в еврозоне.
В этой связи представители международного автомобильного сектора обращаются к развивающимся рынкам, в частности к Турции, которая максимально ориентирована на экспорт и обладает конкурентоспособными ценами, и к России, которая имеет большой и динамичный внутренний рынок.
В ситуации высокой себестоимости производства и отсутствия спроса на внутреннем рынке представители сектора решили переориентироваться на развивающиеся рынки. Примеры России и Турции хорошо иллюстрируют эту тенденцию: турецкий рынок привлекает игроков, желающих извлечь выгоду из более низких издержек производства, чем в Западной Европе, в то время как Россия для европейских автопроизводителей имеет преимущество в первую очередь с точки зрения большого внутреннего рынка.
В Турции производство автомобилей стало активно набирать обороты с начала 2000-х годов. Оно почти удвоилось за последние 13 лет. По данным аналитиков «Кофас», рост составил от 297 тыс. 476 до 576 тыс. 660 выпускаемых автомобилей в год. На рынке доминирует совместное французско-турецкое предприятие Oyak-Renault, которое занимает практически половину турецкого рынка машиностроения. Второй крупный игрок на рынке турецкого автопрома — совместное предприятие FIAT group и богатейшей турецкой семьи Коч.
Турецкая автомобильная промышленность сильно зависит от экспортных заказов. Производство по большей части находится вдоль оси Стамбул-Анкара, что по причине близкого географического положения с Европой обеспечивает легкую и дешевую логистику. В стране имеется хорошо развитая сеть автомагистралей и оборудованных по последнему слову техники портов на Черном и Эгейском морях. Также европейских производителей привлекает низкая стоимость рабочей силы в Турции по сравнению с Европой: аналитики «Кофас» приводят цифру в 4.5$ в час для Турции, 40$ для Франции и 25.9$ для Испании.
Развитие сектора в Турции было стимулировано также рядом мер по привлечению крупных автомобильных производителей: в Турции открыли свои производства «Тойота», «Хонда», «Хендай». Этому способствовали следующие экономические меры: освобождение от налогов и пошлин, оплата доли взносов в систему социального обеспечения самим государством и предоставление земельных участков под строительство заводов.
Хотя российский и турецкий автомобильные рынки не похожи друг на друга, они оба ориентированы на свой средний класс. Также Турция и Россия предлагают хорошие перспективы для производителей и инвесторов, которые ищут развивающиеся производства.