Падение лиры и борьба Эрдогана с «процентным лобби»

Падение турецкой лиры провоцирует не только прямая зависимость Центробанка Турции от турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но и дело Резы Зарраба.

Такое анализ представлен в немецком интернет-издании Wirtschafts Woche. Предлагаем вашему вниманию статью:

По отношению к евро турецкая валюта потеряла более 20% стоимости в течение одного года и упала до рекордного минимума в пятницу (курс достиг более 4,7 лиры). Для доллара при текущем развитии в скором времени может быть достигнута отметка в 4 лиры. Лира также слабее, чем когда-либо прежде, и по отношению к другим основным валютам, например, к британскому фунту и швейцарскому франку.

В октябре инфляция составила 11,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что стало самым высоким показателем с момента экономического кризиса 2008 года и значительно выше целевых 5%. Недавно ЦБ пересмотрел свои ожидания на 2017 год и теперь прогнозирует повышение инфляции до 9,8% вместо озвученных ранее 8,7%, приводит данные сайт.

При этом, Турция обеспечивает впечатляющие темпы роста, но не все зарубежные аналитики доверяют этой статистике. По официальным данным, в первом полугодии экономика выросла более чем на 5%. Эрдоган недавно заявил, что рост может достичь 7% уже в этом году.

Некоторые отрасли промышленности извлекают выгоду из снижения национальной валюты. Например, сектор туризма, который обеспечивает большую часть своих доходов в евро, но переводит их в лиру. Или турецкая автомобильная промышленность, где заработная плата выплачивается в лирах, экспортировала на 24% больше автомобилей за первые девять месяцев года, чем за аналогичный период прошлого года.

Конфликт между президентом Эрдоганом и ЦБ, по мнению экспертов, назревал годами. С точки зрения аналитиков, ЦБ должен будет значительно увеличить процентные ставки, чтобы контролировать инфляцию и прекратить снижение лиры. В долгосрочной перспективе это создало бы стабильность, но в краткосрочной рост замедлится. Однако президент категорически против таких мер и постоянно говорит, наоборот, о снижении процентных ставок.

Эрдоган, по всей видимости, считает, что лоббирование процентных ставок поможет тем, кто хочет обогатиться за счёт Турции. Вопреки популярной экономической теории, Эрдоган рассматривает высокие процентные ставки не как средство от инфляции, а как тупик. «Те, кто всё ещё хочет решить это (проблему падения национальной валюты - ред.) с помощью западного мышления, не могут понять нас», - заявил он.

В таких условиях ЦБ повысил процентные ставки несколько дней назад, но только на 25 базисных пунктов до 12,25% - слишком мало, чтобы иметь долгосрочный эффект. Ввиду нерешительной реакции Федеральной резервной системы доверие к институту и ​​его независимость были потеряны.

Влияние Эрдогана на ЦБ не является единственным фактором, который мешает рынкам. В начале декабря в Нью-Йорке должен начаться судебный процесс по поводу нарушений санкций Ирана, отмывания денег и гигантских взяток. В числе девяти подсудимых находятся турецко-иранский торговец золотом Реза Зарраб, заместитель начальника турецкого Halkbank Мехмет Хакан Атилла и бывший министр экономики Турции Мехмет Зафер Чаглаян. Зарраб и Атилла находятся под стражей в Соединённых Штатах.

Дело может привести к значительным штрафам для Halkbank и ещё больше усугубить натянутые отношения Турции и США.