Турция стремится стать исламским финансовым центром и усилить свое влияние на Ближнем Востоке и во всём мусульманском мире.
По словам Икрама Гокташа, главы государственного банка Vakif Katilim, который занимается исламским финансированием, в Турции, как и во всех странах мира, быстро развиваются банки, приносящие прибыль, а не выплачивающие проценты по сбережениям.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже давно стремится превратить Стамбул в региональный и глобальный центр банковской отрасли в целом, но экономическая и политическая стабильность как в Турции, так и в регионе в целом, помешали осуществлению этих целей. С тех пор как Эрдоган пришёл к власти в 2003 году, он делал всё возможное, чтобы позиционировать себя и Турцию как главного представителя мусульман как на региональном, так и на глобальном уровнях.
В результате, в рамках правления Эрдогана, турецкие государственные банки, некогда являвшиеся консерваторами в сфере традиционных банковских услуг, занялись исламским финансированием. Президент Турции, когда-то оказавшийся за решёткой за свои исламские убеждения, испытывает личную неприязнь к процентным ставкам и выступает против их повышения в целях борьбы с инфляцией и часто критикует так называемое «лоббирование процентных ставок», называя его стремлением подорвать экономику Турции.
Как мусульманская страна, Турция должна сначала стать центром исламских финансов, прежде чем достичь своей цели и превратиться в более обширный финансовый центр, сказал Гокташ в интервью агентству Anadolu.
Напомним, что Vakif Katilim принадлежит государственному банку Vakibank. Ziraat, крупнейший государственный кредитор, также открыл отдел исламского банкинга. Ziraat теперь контролируется Фондом благосостояния Турции, который после победы на выборах в июне текущего года возглавил турецкий президент.
Рост в промышленности замедлился в мае 2015 года, когда Bank Asya, крупнейший исламский банк Турции, был взят под контроль правительства, а затем ликвидирован на основании его связей с религиозным движением Фетхуллаха Гюлена. Напомним, что по мнению турецких властей именно сторонники данного движения стоят за коррупционным скандалом «Большая взятка», ставшим достоянием общественности в 2013 году, и организацией неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в Турции в июле 2016 года. Многие люди, имевшие счета в банке, были арестованы по обвинению в связях с Гюленом.
Среди других исламских банков Турции следует отметить таких кредиторов как Albaraka, Kuveyt Turk и Turkiye Finans.
Крупнейшими рынками исламского финансирования являются страны-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также страны Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. Объединённые Арабские Эмираты и Малайзия входят в число крупнейших банковских центров, в то время как Малайзия считается лидером по выпуску исламских облигаций - сукук. По данным Исламского совета по финансовым услугам, активы исламской банковской индустрии оцениваются в сумму около 1,5 трлн долларов США.
Согласно ожиданиям Гокташа, к 2025 году доля рынка турецких исламских банков в финансовой отрасли страны составит 15%, по сравнению с 5% в настоящее время. Турецкие исламские банки владеют активами на общую сумму около 45 млрд долларов США.
В пяти банках Турции насчитывается более 1 тыс. внутренних и международных отделений и работают свыше 15 тыс. человек.