The Economist пишет, что усилия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по воспитанию набожного поколения потерпели неудачу в значительной степени из-за быстрой и продолжающейся урбанизации страны.
После прихода к власти исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана в 2002 году правительство Турции стремилось расширить роль ислама в предположительно светской республике путём строительства тысяч новых мечетей и исламских школ, увеличения бюджета Управления по делам религии (Diyanet) и развития отношений с исламскими движениями.
«Однако довольно любопытно, что эта политика, похоже, не дала желаемого результата. Турки сегодня, не более набожны, чем они были десять лет назад. Десятки исламских школ пустуют, а братства кажутся, всё более отстают от быстрых темпов развития общества», — указано в статье со ссылкой на исследование Konda, демонстрирующее небольшое снижение религиозности в Турции с 2008 года.
Бекир Агырдыр, глава Konda, сказал, что причиной такой тенденции является устойчивая миграция из сельской местности в город, поскольку по данным Всемирного банка 75% населения Турции проживает в городах, многие жители которых имеют свой собственный подход к религии. «Урбанизация способствовала созданию определённой системы ценностей, а также большого количество серых зон», — сказал Агырдыр в интервью The Economist, добавив, что молодые люди в религиозных семьях часто придерживаются своей собственной версии ислама, совместимой с современной городской жизнью.
Проживание в городе подталкивает людей к более современному образу жизни. В своей докторской диссертации 2015 года Синан Йылмаз из Факультета теологии университета Мармара установил, что 87% турецких семей заявили, что интерес к религии среди нового поколения снижается благодаря влиянию западных ценностей.
В интервью Hurriyet Йылмаз указал на запрет ПСР на покупку алкоголя, осуждение совместного проживания студентов и усилия по воспитанию благочестивого поколения.
«Всё это касается отношений между государством и религией. Общество не становится более набожным, в отличие от политики; это две разные вещи... Если в обществе происходят научные разработки, капитализм и урбанизация, то довольно сложно изменить это обществу сверху», — отметил он.
Между тем, в последние несколько лет состоять в исламском движении в Турции стало весьма проблематично. «Все братства оказались в тени, когда правительство страны обвинило членов самого известного движения, возглавляемого проповедником Фетхуллахом Гюленом в организации попытки государственного переворота, предпринятой в июле 2016 года. Десятки тысяч предполагаемых и реальных сторонников Гюлена, большинство из которых не имеют никакого отношения к путчу, оказались за решёткой», — указано в статье.
Стамбульский писатель, журналист, публицист армянского происхождения Этьен Махчупян работавший старшим советником Ахмета Давутоглу, когда он был премьер-министром, считает, что грань между консервативным и светским стилем жизни стирается.
«Двадцать лет назад молодой глубоко религиозный человек, нашёл бы пастыря и делал бы всё то, что ему говорили. Но теперь этот юноша стремится передать ислам с учётом своих интересов, и никто не может на это повлиять», — подчеркнул он.