Парламент Турции 18 октября одобрил статью закона, наделяющую муфтиев правом регистрировать браки. Это произошло несмотря на ожесточенные возражения главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и прокурдской Демократической партии народов (ДПН).
Статья была включена в пакет из 20 других под названием «Законопроект о внесении изменений в законодательство о регистрации актов гражданского состояния и некоторые другие акты».
В целом он будет представлен на голосование в парламент после утверждения остальных статей, и проект вступит в силу только по итогам общего голосования.
Законопроект, разрешающий муфтиям - религиозным государственным служащим Управления по делам религии Турции (Diyanet) - регистрировать браки, был представлен в парламент 25 июля и вызвал резкую критику со стороны оппозиционных партий и женских правовых групп.
Согласно действующему закону полномочиями регистрировать браки наделены только государственные чиновники местных муниципалитетов. По мнению критиков, предлагаемые изменения будут способствовать росту числа «незарегистрированных и детских браков». Они также считают, что законопроект нарушает светские принципы гражданского кодекса Турции и подвергнет опасности гражданские права женщин, включая право на развод и наследование.
Кемалисты и представители прокурдской партии потребовали исключить статью из законопроекта, утверждая, что она противоречит Конституции. Однако в ходе сессии парламента их требование было отклонено.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе пообещал, что данный закон будет принят, «нравится это кому-то или нет».
В ходе выступления в парламенте относительно проекта, депутат НРП от Измира Мурат Бакан раскритиковал данное предложение, сказав, что это навязывание «религиозных устоев во всех сферах деятельности государства, начиная от образования до брака». «Это как раз прямая противоположность секуляризму», - добавил он.
В защиту закона, председатель парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Наджи Бостанджи сказал, что эта статья является «постановлением, регулирующим гражданский аспект жизни граждан, а не её религиозную сторону».
«Брак, зарегистрированный муфтием, безусловно является гражданским браком. Сама церемония бракосочетания и её юридические последствия носят такой же характер, как и муниципальные браки. Это также не имеет никакого отношения к детским бракам», - подчеркнул Бостанджи.
После разгоревшихся споров парламент принял эту статью большинством голосов и продолжил обсуждение оставшихся.