Что думают оппоненты о законе, разрешающем муфтиям заключать официальные браки в Турции

Закон, разрешающий муфтиям заключать браки, был принят парламентом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, а затем опубликован в официальной газете страны в пятницу, несмотря на протесты активистов гражданского общества и оппозиционных законодателей.

Активисты и оппозиционные политики в Турции считают закон, позволяющий мусульманским священнослужителям проводить гражданские браки, ударом по правам женщин и секуляризму, а также частью продолжающейся кампании по установлению религиозных ценностей в поляризованном обществе, пишет газета The Guardian.

В прошлом месяце Эрдоган заявил, что законопроект будет принят «нравится вам это или нет».

Сторонники закона отмечают, что он не меняет требований к юридическому гражданскому браку и не создаёт лазейки, допускающие детские браки или многоженство, а просто делает процесс более удобным для религиозных граждан.

Оппоненты утверждают, что закон является ненужным отвлечением в стране, всё ещё не оправившейся от последствий попытки государственного переворота в прошлом году и переживающей постоянное преследование диссидентов в условиях чрезвычайного положения сроком на 16 месяцев. Они говорят, что это часть более широкой кампании правительства по установлению консервативных исламских ценностей в раздробленном обществе.

Критики указывают на другие недавние изменения, которые, по их словам, свидетельствуют о попытке установить господство суннитского ислама в республике, созданной на светских началах. Они приводят в пример изменения в школьной программе, согласно которым упразднено обучение эволюции в средней школе и включено объяснение концепции джихада.

Оппоненты также опасаются, что правительство закрывает глаза на другие опасные тенденции, наносящие ущерб правам женщин, такие как детские браки. Турецкая правовая система устанавливает минимальный возраст вступления в брак в возрасте 17 лет, за некоторыми исключениями для девочек в возрасте 16 лет, и, по оценкам, за последние четыре года были зарегистрированы 232 тыс. таких браков. По оценкам женщин-правозащитников, треть всех браков в Турции заключается с девочками в возрасте до 18 лет.

«С того момента, как этот законопроект был подготовлен без участия тех сторон, которых он касается, таких как муфтии или женщины, это стало насаждением идеи. У одного человека (Эрдогана - ред.) есть власть, и намечается переход к политическому исламистскому режиму», - считает Селина Доган, оппозиционный политик от прокурдской партии.

Дебаты по изменению давно установленных семейных правовых принципов в Турции стали громоотводом в расколе между исламистами и секуляристами. Парламентская комиссия, созданная в 2016 году правящей партией справедливости и развития (ПСР) для изучения причин высоких показателей разводов, в прошлом году представила ряд рекомендаций.

Среди них было подвергшееся осуждению предложение, которое предоставило бы амнистию мужчинам, осуждённым за сексуальные посягательства на детей, если они женятся на своих жертвах. Рекомендация была представлена в качестве законопроекта в конце прошлого года, но отменена после широкомасштабных протестов.

Другие предложения включали участие религиозных учёных в делах о разводе и изменения в уголовном кодексе, которые декриминализуют практику супружеских пар, живущих в религиозном браке, без государственной регистрации.

«Это ещё один трюк Эрдогана, чтобы поляризовать общество и консолидировать его 50%-ую базу, и больше ничего», - сказал Энгин Алтай, политик из крупнейшей оппозиционной партии Турции.