Снижение показателей Турции в области прав человека стало предметом глобальных дискуссий и источником критики в последние годы.
Как насчёт общественности Турции: что они думают? Каково их отношение к правам человека?
Турецкое отделение Amnesty International только что завершило исследовательский проект в партнёрстве с избирательным агентством MetroPOLL на тему «Восприятие Турцией прав человека». Это исследование показывает некоторые очень интересные факты:
Во-первых, общественное восприятие прав человека в Турции очень ясно: 76% населения считают, что все люди рождаются с неотъемлемыми, неизменными правами человека, независимо от их статуса. Только 16,9% думают иначе. Точно так же 81% считает, что права человека универсальны.
Что касается принципов, то поддержка турецкой общественностью прав человека очевидна. Около 84% утверждают, что «все люди имеют равные права независимо от их этнической принадлежности, сексуальной ориентации или религиозной позиции». Более того, националистические и/или консервативные избирательные базы также придерживаются аналогичных взглядов. Фактически, в то время как политическая и социальная поляризация привела к резкому разделению мнений почти во всех других случаях, это конкретное исследование и некоторые другие приходят к аналогичным выводам: когда речь заходит о правах человека, общественность в Турции едина, и это соглашение пересекает все партийные основы. Хотя молодёжь более решительно относится к вопросу о правах, в целом всё ещё существует консенсус в отношении того, что права женщин, детей и все права человека должны быть защищены и приоритетными.
«Философски» общественность Турции принимает принципы прав человека. А как же реальная практика?
Особенно в последние несколько лет, несмотря на то, что право на свободу собраний защищено Конституцией, публичные демонстрации в Турции стали просто невозможными, поскольку почти во всех случаях полиция активно вмешивается для разгона толпы. Как раз в то время, когда я писала эту статью, генеральный секретарь платформы по прекращению убийств женщин (Kadın Cinayetlerini Durduracağız Platformu), Айшен Едже Кавас и несколько других активисток по защите прав женщин находились под стражей в течение дня после публичной демонстрации, осуждающей насилие в отношении женщин. Демонстрация состоялась 8 декабря в районе Кадыкей Стамбула.
Когда мы обращаемся к общественному мнению, то видим подавляющую поддержку мирных демонстраций и шествий: 75,3% населения считают, что люди могут проводить мирные публичные демонстрации и шествия по любому интересующему их вопросу.
В случае нарушения их прав основное направление, к которому обращается общественность в Турции, — это силы безопасности: около 38% населения заявляют, что в таких случаях они сначала обратятся в полицию и другие силы безопасности. Но в то же время люди не желают мириться с полицейским насилием. Около 76% респондентов утверждают, что «полиция не имеет права применять насилие к задержанным преступникам». Обратите внимание, что этот вопрос был поставлен специально с использованием термина «преступники», чтобы усугубить значение — но всё же поддержка прав человека преобладала. Примерно 75% опрошенных считают, что «полиция не имеет права бить людей».
В то время как общественность Турции явно выступает за защиту прав человека, согласно докладу Amnesty, она не принимает активного участия в каких-либо ощутимых актах для реальной поддержки правозащитных организаций. Они не желают ни жертвовать, ни участвовать в пропагандистских кампаниях. С другой стороны, в докладе указывается, что люди в Турции не предвзято относятся к правозащитным организациям: например, они не считают правозащитников «пятой колонной». Таким образом, отсутствие активного участия в правозащитной деятельности, по-видимому, объясняется просто наличием физического разрыва между гражданским обществом и народом: правозащитные НПО не присутствуют в жизни людей.
Моя рабочая гипотеза заключается в том, что общественное сознание Турции стало более чувствительным к правам человека, и люди усвоили важность прав человека, поскольку их собственные права всё больше подвергаются угрозе. Другие полевые исследования, в которых я лично участвовала, показывают, что многие люди, включая националистов и консервативных избирателей, либо лично сталкиваются с нарушениями прав, либо становятся свидетелями подобного. Таким образом, права и свободы всё чаще фигурируют в повестке дня народов.
Тот факт, что большинство населения Турции развивает весьма позитивное восприятие ценностей прав человека, может не воплотиться в жизнь сегодня, но политика следующего поколения будет формироваться под влиянием ориентированной на права чувствительности. Это то, что потребуют низы общества.
Сезин Оней, Duvar