Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович заявила, что чрезвычайные меры, принятые властями Турции после попытки госпереворота в 2016 году, крайне негативно повлияли на судебную систему страны и угрожают принципу верховенства закона.
«Комиссар считает, что меры, принятые турецкими властями, вышли далеко за рамки необходимого и имели разрушительные последствия в отношении всех четырёх элементов, гарантирующих независимость судебной системы, а именно способа назначения и срока полномочий судей, наличия гарантий против внешнего давления и появления судебной власти как независимой и беспристрастной», - констатировала Миятович. Это, в свою очередь, представляет «реальный риск для верховенства закона» в Турции и, как следствие, соблюдению прав человека, уточнила она, передаёт ТАСС.
Миятович выразила мнение, что Анкара, прежде всего, должна вернуться к правилам, существовавшим до введения чрезвычайного положения, «что потребует как минимум изменения конституции». По её словам, нынешняя судебная практика усугубляет и без того давно существовавшие проблемы, в том числе практику превентивных задержаний. Отдельной критики с её стороны удостоились «чрезмерно широкие понятия терроризма и участия в преступной организации», а также тенденция к их ещё большему размыванию. «Уголовный процесс зачастую является формальностью, особенно в связанных с терроризмом делах, - говорится в докладе. - Турецкое правосудие демонстрирует беспрецедентное пренебрежение базовыми правовыми принципами, такими как презумпция невиновности <...> или (невозможность – ред.) повторного осуждения за одно и то же преступление».
«Мне известны чрезвычайные проблемы, с которыми сталкивается Турция в борьбе с террористическими организациями на разных фронтах, поскольку это ее право и обязанность. Однако игнорирование прав человека в этом процессе только дискредитирует и подорвет эту борьбу в долгосрочной перспективе, одновременно разрушая верховенство закона и доверие к системе правосудия»,- подчеркнула Миятович.
В защиту НПО и активистов
Комиссар СЕ выразила обеспокоенность сообщениями о преследовании правозащитников, адвокатов и журналистов, а также общей «враждебной средой», создаваемой вокруг них. «Зачастую их называют террористами и врагами государства», - уточнила она, отметив, что попытки рассказать о предположительно совершенных властями нарушениях прав человека трактуются как продвижение целей террористических организаций. Комиссар обратила внимание на то, что министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу иногда публично называет людей террористами до вынесения официального решения суда, а также распространяет подобные обвинения и на организации гражданского общества.
«Повторное задержание (активиста и предпринимателя – ред.) Османа Кавалы после его оправдания на вчерашнем заседании по "делу Гези" (по названию парка Таксим-Гези в Стамбуле, который в 2013 году активисты защищали от вырубки – ред.) в связи с отдельными обвинениями, касающимися попытки госпереворота 15 июля 2016 года - это идеальный пример острых проблем в судебной системе Турции и общей ситуации, в которой находятся турецкие правозащитники», - констатировала Миятович в отдельном заявлении. Она назвала несостоятельными новые обвинения, выдвинутые против Кавалы, и призвала турецкие власти признать нарушения со своей стороны в отношении этого и ряда других активистов.
Напомним, что во вторник Генеральная прокуратура Стамбула санкционировала задержание активиста и предпринимателя Османа Кавалы в рамках расследования дела о попытке государственного переворота в июле 2016 года. При этом ранее в тот же день стамбульский суд принял решение оправдать и освободить Кавалу из-под стражи, где он содержался на протяжении более двух лет. Активист был задержан 18 октября 2017 года в аэропорту Стамбула. 1 ноября того же года суд постановил заключить его под стражу за «попытку сменить конституционный строй и сместить действующее правительство». Власти Турции также считали Кавалу причастным к акциям протеста, которые проходили в 2013 году. В декабре 2019 года Европейский суд по правам человека призвал руководство страны освободить активиста.