Президент Реджеп Тайип Эрдоган, отвечая на вопросы журналистов в самолете по возвращении из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Египта 15 февраля, в очередной раз подверг критике высшие судебные органы Турции.
Государственный совет (Danıştay) 14 февраля объявил о восстановлении в должности 435 судей и прокуроров, которые были уволены на основании связи и принадлежности к организации Фетуллаха Гюлена. Государственный совет является высшим административным судом страны.
Президент Эрдоган часто берет с собой близких ему и его Партии справедливости и развития (ПСР) журналистов на официальные государственные визиты, путешествуя самолетом.
«У Совета судей и прокуроров (HSK) были возражения против этого скандального решения, однако Государственный совет не принял это возражение во внимание. Скандал также вызвал очень серьезную реакцию общественности. Нам интересно узнать ваши мысли и отношение к этому вопросу», - спросил один из журналистов, имея в виду решение Государственного совета.
HSK как высший судебный орган, контролирующий назначения судей и прокуроров, известен своей закрытостью для правительства и Эрдогана.
Турецкий президент ответил, что правительство борется с движением Гюлена, и, хотя они «осушили болото, они все еще занимаются чисткой мух».
«Мы срываем маски с их лиц. Мы обличим этих безвольных шарлатанов. Однако мы не можем молчать об этом решении Государственного совета», - сказал он.
Президент Турции также заявил, что верховный суд принимает «странные решения», которые он «не может понять».
Эрдоган отметил, что Государственный совет «иногда принимает решения, которые его беспокоят», в то время как Конституционный суд «делает это чаще».
Несмотря на то, что Эрдоган и его правящая Народная коалиция часто критиковали AYM в течение многих лет, напряжение особенно возросло после того, как Кассационный суд, высший апелляционный суд, отклонил решение AYM, устанавливающее нарушения прав в результате заключения бывшего депутата Рабочей партии Турции (TİP) Джана Аталая.
Президент намерен получить большинство в Конституционном суде, состоящем из 15 членов, к концу 2024 года, назначив туда трех дополнительных судей.